Field ArtilleryБронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи.
Joomla! 1.5 - Open Source Content Management
122mm A-19 Corps Gun models 1931 and 1931/372005-09-23T11:32:37Z2005-09-23T11:32:37Z/en/field-artillerys/54-corps-level/144-a19.htmlEgor Yeltsov1@3.ru<h1 class="head2">122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19)</h1>
<p class="plain">Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: <span class="cite">"Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах": а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой."</span></p>
<p class="plain">Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством Ф.Ф.Лендера, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.</p>
<p class="plain">В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры М.Я.Крупчатников и В.Н.Дроздов, и сотрудники завода № 172.</p>
<p class="plain">17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.</p>
<p class="plain">Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами - скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования - ГКБ-38 (ГКБ-38 - Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38).</p>
<p class="plain">Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу "Баррикады" в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод "Баррикады" в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.</p>
<p class="plain">С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.</p>
<p class="plain">122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.</p>
<p class="plain">В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от 152-мм гаубицы МЛ-15.</p>
<p class="plain">До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года - только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора.</p>
<p class="plain">Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов - скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.</p>
<p class="plain">Главным "украшением" системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.</p>
<p class="plain">Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.</p>
<h1 class="head3">122-мм пушка образца 1931/37 г.</h1>
<p class="plain">122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола 122-мм пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. Работы велись под руководством Петрова. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.</p>
<p class="plain">Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием "122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.".</p>
<p class="plain">Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.</p>
<p class="plain">Танковый вариант пушки под обозначением <noindex>Д-25</noindex> устанавливалась в серийные САУ <noindex>ИСУ-122</noindex> и танки <noindex>ИС-2</noindex> и <noindex>ИС-3</noindex>.</p>
<p class="plain"><span class="plain">Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г.</span></p>
<h1 class="head2">Опытные варианты 122-мм пушки А-19</h1>
<p class="plain">В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу "Баррикады" изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс Бр-3.</p>
<p class="plain">16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с "Баррикад" на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: <span class="cite">"Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой"</span>. В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал.</p>
<p class="plain">В 1933-1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 12 2-мм пушек обр. 1931 г. нарезными снарядами. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм.</p>
<p class="plain">При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды чертежа 6105 при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма "хитрым" способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены.</p>
<h1 class="head3">122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу</h1>
<p class="plain">В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от танка Т-2б. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году.</p>
<p class="plain">Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу "Баррикады", который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-2б) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г. - на 1485 мм.</p>
<p class="plain">Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20-25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) - до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч.</p>
<p class="plain">20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода "Баррикады". С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км.</p>
<p class="plain">Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за трактором "Коминтерн" и автомобилем ЯГ-10. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни "Коминтерн", ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц - ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная - скорость 30 км/ч по шоссе и 12-15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности.</p>
<p class="plain">Согласно заключению комиссии: <span class="cite">"Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям".</span></p>
<h1 class="head2">Производство 122-мм пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г.</h1>
<p class="plain">122-мм корпусные пушки в 1933-1940 годах изготавливались на заводе "Баррикады". На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941-1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172.</p>
<p class="plain">К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта.</p>
<p class="plain">122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки.</p>
<p class="plain">К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК.</p>
<p class="plain">Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда БР-471, который был разработан еще в начале 30-х годов, началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ТТХ ПУШЕК ОБР. 1931 И 1931/37 ГГ.</caption>
<tbody>
<tr>
<td>Калибр, мм</td>
<td>121,9</td>
<td>121,9</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина ствола, клб</td>
<td>46,3</td>
<td>46,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса орудия в боевом положении, кг</td>
<td>7100</td>
<td>7117</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса орудия в походном положении, кг</td>
<td>7800</td>
<td>7907</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса откатных частей, кг</td>
<td>2400</td>
<td>2400</td>
</tr>
<tr>
<td>Углы ВН, град.</td>
<td>-4° +45°</td>
<td>-2° +65°</td>
</tr>
<tr>
<td>Угол ГН, град.</td>
<td>±28°</td>
<td>±29°</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина отката, макс., мм</td>
<td>1400</td>
<td>1400</td>
</tr>
<tr>
<td>Скорострельность, выстр/мин</td>
<td>3-4</td>
<td>3-4</td>
</tr>
<tr>
<td>Время перевода в боевое положение, мин</td>
<td>10-12</td>
<td>8-10</td>
</tr>
<tr>
<td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td>
<td>17</td>
<td>24</td>
</tr>
<tr>
<td>Расчет, чел.</td>
<td>9</td>
<td>9</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption>
<tbody>
<tr>
<th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th>
</tr>
<tr>
<th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>ГП=122</td>
<td>ГП=115</td>
<td>ГП=107</td>
<td>ГП=97</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>ГП=152</td>
<td>ГП=142</td>
<td>ГП=133</td>
<td>ГП=122</td>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471Б*</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>125</td>
<td>120</td>
<td>110</td>
<td>100</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>155</td>
<td>143</td>
<td>132</td>
<td>116</td>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471Б**</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>125</td>
<td>120</td>
<td>110</td>
<td>100</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>155</td>
<td>145</td>
<td>135</td>
<td>125</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption>
<tbody>
<tr>
<th>Год</th>
<td>1935</td>
<td>1936</td>
<td>1937</td>
<td>1938</td>
<td>1939</td>
<td>1940</td>
<td>1941</td>
<td>1942</td>
<td>1943</td>
<td>1944</td>
<td>1945</td>
<td>1946</td>
<td>Всего</td>
</tr>
<tr>
<th>Количество</th>
<td>30</td>
<td>91</td>
<td>78</td>
<td>150</td>
<td>256</td>
<td>469</td>
<td>442</td>
<td>385</td>
<td>414</td>
<td>160</td>
<td>245</td>
<td>206</td>
<td>2926</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption>
<tbody>
<tr>
<th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-471Н (пушечный)</td>
<td>25</td>
<td>3,8</td>
<td>РГМ, Д-1, В-90</td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-471 (пушечный)</td>
<td>25</td>
<td>3,6</td>
<td>РГМ, Д-1</td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-462 (гаубичный)</td>
<td>21,7</td>
<td>3,67</td>
<td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>БР-471 (остроголовый)</td>
<td>25</td>
<td>0,156</td>
<td>МД-8</td>
</tr>
<tr>
<td>БР-471Б (тупоголовый)</td>
<td>25</td>
<td>-</td>
<td>МД-8, ДБР</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>Г-471</td>
<td>25</td>
<td>2,2</td>
<td>КТД, КТД-2</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p><h1 class="head2">122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19)</h1>
<p class="plain">Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: <span class="cite">"Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах": а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой."</span></p>
<p class="plain">Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством Ф.Ф.Лендера, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.</p>
<p class="plain">В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры М.Я.Крупчатников и В.Н.Дроздов, и сотрудники завода № 172.</p>
<p class="plain">17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.</p>
<p class="plain">Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами - скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования - ГКБ-38 (ГКБ-38 - Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38).</p>
<p class="plain">Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу "Баррикады" в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод "Баррикады" в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.</p>
<p class="plain">С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.</p>
<p class="plain">122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.</p>
<p class="plain">В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от 152-мм гаубицы МЛ-15.</p>
<p class="plain">До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года - только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора.</p>
<p class="plain">Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов - скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.</p>
<p class="plain">Главным "украшением" системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.</p>
<p class="plain">Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.</p>
<h1 class="head3">122-мм пушка образца 1931/37 г.</h1>
<p class="plain">122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола 122-мм пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. Работы велись под руководством Петрова. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.</p>
<p class="plain">Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием "122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.".</p>
<p class="plain">Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.</p>
<p class="plain">Танковый вариант пушки под обозначением <noindex>Д-25</noindex> устанавливалась в серийные САУ <noindex>ИСУ-122</noindex> и танки <noindex>ИС-2</noindex> и <noindex>ИС-3</noindex>.</p>
<p class="plain"><span class="plain">Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г.</span></p>
<h1 class="head2">Опытные варианты 122-мм пушки А-19</h1>
<p class="plain">В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу "Баррикады" изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс Бр-3.</p>
<p class="plain">16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с "Баррикад" на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: <span class="cite">"Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой"</span>. В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал.</p>
<p class="plain">В 1933-1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 12 2-мм пушек обр. 1931 г. нарезными снарядами. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм.</p>
<p class="plain">При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды чертежа 6105 при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма "хитрым" способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены.</p>
<h1 class="head3">122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу</h1>
<p class="plain">В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от танка Т-2б. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году.</p>
<p class="plain">Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу "Баррикады", который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-2б) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г. - на 1485 мм.</p>
<p class="plain">Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20-25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) - до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч.</p>
<p class="plain">20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода "Баррикады". С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км.</p>
<p class="plain">Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за трактором "Коминтерн" и автомобилем ЯГ-10. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни "Коминтерн", ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц - ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная - скорость 30 км/ч по шоссе и 12-15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности.</p>
<p class="plain">Согласно заключению комиссии: <span class="cite">"Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям".</span></p>
<h1 class="head2">Производство 122-мм пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г.</h1>
<p class="plain">122-мм корпусные пушки в 1933-1940 годах изготавливались на заводе "Баррикады". На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941-1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172.</p>
<p class="plain">К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта.</p>
<p class="plain">122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки.</p>
<p class="plain">К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК.</p>
<p class="plain">Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда БР-471, который был разработан еще в начале 30-х годов, началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ТТХ ПУШЕК ОБР. 1931 И 1931/37 ГГ.</caption>
<tbody>
<tr>
<td>Калибр, мм</td>
<td>121,9</td>
<td>121,9</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина ствола, клб</td>
<td>46,3</td>
<td>46,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса орудия в боевом положении, кг</td>
<td>7100</td>
<td>7117</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса орудия в походном положении, кг</td>
<td>7800</td>
<td>7907</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса откатных частей, кг</td>
<td>2400</td>
<td>2400</td>
</tr>
<tr>
<td>Углы ВН, град.</td>
<td>-4° +45°</td>
<td>-2° +65°</td>
</tr>
<tr>
<td>Угол ГН, град.</td>
<td>±28°</td>
<td>±29°</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина отката, макс., мм</td>
<td>1400</td>
<td>1400</td>
</tr>
<tr>
<td>Скорострельность, выстр/мин</td>
<td>3-4</td>
<td>3-4</td>
</tr>
<tr>
<td>Время перевода в боевое положение, мин</td>
<td>10-12</td>
<td>8-10</td>
</tr>
<tr>
<td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td>
<td>17</td>
<td>24</td>
</tr>
<tr>
<td>Расчет, чел.</td>
<td>9</td>
<td>9</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption>
<tbody>
<tr>
<th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th>
</tr>
<tr>
<th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>ГП=122</td>
<td>ГП=115</td>
<td>ГП=107</td>
<td>ГП=97</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>ГП=152</td>
<td>ГП=142</td>
<td>ГП=133</td>
<td>ГП=122</td>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471Б*</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>125</td>
<td>120</td>
<td>110</td>
<td>100</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>155</td>
<td>143</td>
<td>132</td>
<td>116</td>
</tr>
<tr>
<td rowspan="2">БР-471Б**</td>
<td rowspan="2">780</td>
<td>60°</td>
<td>125</td>
<td>120</td>
<td>110</td>
<td>100</td>
</tr>
<tr>
<td>90°</td>
<td>155</td>
<td>145</td>
<td>135</td>
<td>125</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption>
<tbody>
<tr>
<th>Год</th>
<td>1935</td>
<td>1936</td>
<td>1937</td>
<td>1938</td>
<td>1939</td>
<td>1940</td>
<td>1941</td>
<td>1942</td>
<td>1943</td>
<td>1944</td>
<td>1945</td>
<td>1946</td>
<td>Всего</td>
</tr>
<tr>
<th>Количество</th>
<td>30</td>
<td>91</td>
<td>78</td>
<td>150</td>
<td>256</td>
<td>469</td>
<td>442</td>
<td>385</td>
<td>414</td>
<td>160</td>
<td>245</td>
<td>206</td>
<td>2926</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption>
<tbody>
<tr>
<th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-471Н (пушечный)</td>
<td>25</td>
<td>3,8</td>
<td>РГМ, Д-1, В-90</td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-471 (пушечный)</td>
<td>25</td>
<td>3,6</td>
<td>РГМ, Д-1</td>
</tr>
<tr>
<td>ОФ-462 (гаубичный)</td>
<td>21,7</td>
<td>3,67</td>
<td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>БР-471 (остроголовый)</td>
<td>25</td>
<td>0,156</td>
<td>МД-8</td>
</tr>
<tr>
<td>БР-471Б (тупоголовый)</td>
<td>25</td>
<td>-</td>
<td>МД-8, ДБР</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td>Г-471</td>
<td>25</td>
<td>2,2</td>
<td>КТД, КТД-2</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td>
</tr>
<tr>
<td colspan="4">нет</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p>