|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 26.10.2010 10:44
Последняя редакция 17.10.2011 13:11
Материал читали 25243 человек
<< Пред. страница - Страница 9 из 12 - След. страница >>
Кроме, собственно, танков немецкого производства части Красной Армии захватывали и машины союзников Третьего рейха. В августе 1944 г. в районе Станислава части 18-й армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю танковую дивизию венгров, захватив при этом практически всю ее матчасть. Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать доставшиеся трофеи. 9 сентября 1944 г. приказом № 0352 по войскам 18-й армии был сформирован "Отдельный армейский батальон трофейных танков": "В результате проведенной операции танковый парк армии обогатился трофейными машинами, требующими восстановления армейскими ремонтными средствами. Ремонт боевых машин, в основном закончен, танки готовы вступить в строй. Приказываю: 1. Командующему бронетанковыми и механизированными войсками 18-й армии гв. полковнику Серову сформировать отдельный танковый батальон трофейных танков (на 32 машины). 2. Батальон содержать: а) офицерский состав (40 человек) - за счет резерва офицерского состава армии; б) сержантский (138 человек) и рядовой (28 человек) состав - за счет 239-го армейского запасного стрелкового полка. Зачислить батальон на все виды довольствия. 3. Гв. полковнику Серову организовать в батальоне боевую учебу с учетом подготовки к боевым действиям в горной местности". Согласно утвержденного временного штата, батальон состоял из трех рот (по три взвода в каждой), взвода технического обслуживания, хозяйственного отделения и пункта медицинской помощи. Кроме танков, батальону придавалось: 1 легковая машина, 2 мотоцикла, 15 грузовиков, ремонтная летучка и 2 автоцистерны. В "Докладе об использовании трофейных танков в условиях горно-лесистой местности", который датирован 11 ноября 1944 г. и подписан начштаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гв. подполковником Ворониным, в частности говорится: "Туран 1 и 2 относятся к типу средних танков с двигателем в 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим нормальный прогрев на месте 15-20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе, с большой точностью стрельбы. Пулеметы по устройству сложны, но работают хорошо. Имелись случаи задержек в стрельбе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26, вынослива. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП необходимо вытаскивать ее вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении легкое, но большой радиус поворота снижает маневренность. "Толди" 1 и 2 относятся к типу легких с двигателем "Ганс" 155 л.с. Вооружены 20-мм или 40-мм пушками и одним пулеметом. Танки быстроходны, легко управляемы. Поворот осуществляется рулевым колесом по типу танков БТ (при снятых гусеницах). СУ "Зриньи" имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою. "Нимрод" имеет 40-мм пятизарядную автоматическую пушку. СУ имеет очень хорошие боевые качества, используется для борьбы с танками и зенитными целями. Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость. Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушение производится незначительное, и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадание снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения, вплоть до полного выхода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата (видимо имеется в виду "фаустпатрон") и других кумулятивных снарядов, танки загораются. Личный состав 1-й танковой роты в течении месяца занимался изучением матчасти, боевых характеристик танков, вождением и боевой стрельбой. В результате хорошей подготовки водительского состава 1-я танковая рота совершила марши по труднопроходимым дорогам горно-лесистой местности, пройдя 800 километров с небольшим количеством отставших по техническим причинам машин. Личный состав 2-й и 3-й танковых рот, прибывший из г. Горький, на третий день был посажен на танки без должной подготовки водительского состава из-за отсутствия времени на изучение матчасти и трофейных машин. В дальнейшем 2-я и 3-я роты имели гораздо больше технических неисправностей и отставших танков. Например, пять танков, оставленных в Гюлехово, до сих пор не прибыли в батальон (г. Ужгород). В боях от Нижне-Верецке дл Ужгорода в основном действовали танки 1-й роты". Впервые батальон был введен в бой 15 сентября 1944 г. Ввиду ограниченной проходимости горных дорог, он использовался "группами по 3-4 машины как подвижное огневое средство в боевых порядках пехоты". Из-за отсутствия обходных путей, танки действовали колонной с дистанцией между собой 50-200 м, тем самым подвергая себя фланговому огню. В отдельных случаях они использовались практически без пехотного прикрытия, имея до 10 человек десанта на 5-7 машин. В районе станции Оса, действуя без пехотной поддержки и не имея возможности для обхода, танкисты два раза ходили в атаку, потеряв два танка подбитыми и один сгоревшим, но задачу выполнить не смогли. Только после прохождения горных перевалов и выхода в Закарпатье, машины получили возможность для маневра, сразу увеличив эффективность своих действий. Так, совместно с пехотой, они овладели Свалова, а 26 октября 1944 г. первыми ворвались в г. Мукачево. 13 ноября 1944 г. остатки батальона - 13 машин - были переданы в состав 5-й гв. ТБр: "Во исполнение приказа БТ и МВ 18-й армии принят батальон трофейных танков, сосредоточенный: на южной окраине Нижней Нзмецке - три танка и тылы батальона, четыре танка в Ужгороде (три не заводятся и один требует среднего ремонта) и шесть танков находятся в бою за Тарновце". Следует отметить, что кроме трофейных танков венгерского производства, в составе 5-й гв. ТБр имелось два трофейных "артштурма" (StuG 40), которые советские танкисты с успехом использовали с сентября 1944 г. По состоянию на 1 января 1945 г. в бригаде еще имелось 3 "турана", 1 "Толди", 1 САУ "Зриньи" и 1 "Артштурм". Но вся эта техника требовала ремонта. |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии
спасибо:-)