002.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
Главная Статьи Форсирование рек в Великую отечественную войну




Форсирование рек в Великую отечественную войну

Печать
Впервые опубликовано 25.09.2009 19:44
Последняя редакция 23.07.2011 06:48
Материал читали 16031 человек

Малая надувная лодка (ЛМН) предназначалась для ведения инженерной разведки и обслуживания работ при переправе через водные преграды: связь, спасательные команды и др. Снаряженная лодка имела размеры: длину — 3,2 м, ширину — 1,25 м, высоту — 0,4 м и весила около 43 кг. В комплект лодки входили: лодка, днище, три весла, ножной мех, шланг для надувания лодки, чехол к лодке, манжеты (для весел), мешочек для хранения запасных частей.

Плавательный костюм (ПКТ) являлся вспомогательным переправочным средством при разведке и при различных инженерных работах на воде. Он состоял из гидробрюк, пояса-поплавка, плавников — железных оцинкованных пластинок и весел. Плавательный костюм весил около 16 кг. В походном положении ПКТ переносился на спине.

Военнослужащий в плавательном костюме держался на воде в вертикальном положении. Для удобства передвижение в воде боец, делая шаг левой ногой, одновременно и в такт прогребал в воде веслом правой руки. Продолжая попеременно грести веслами и шагать, он продвигался, как правило, в намеченном направлении. Время перехода по спокойной воде на расстояние 100 м при гребле веслами — 5,5–6 мин, при гребле руками — 7–8 мин.

Перед началом Великой Отечественной войны были созданы разборные металлические мосты РММ-2, РММ-4. Последний явился основой для изготовления разборных металлических мостов для нашей армии в годы войны.

В целом, накануне второй мировой войны в Советском Союзе были правильно определены направления развития инженерной техники, переправочных средств, обеспечивающих переброску войск на противоположный берег при преодолении воинскими формированиями водных преград. Однако инженерные войска не имели достаточного количества, как самих переправочных средств, так и высокоманевренных, проходимых средств их доставки — автомобильной техники.

Именно эти недостатки оказывали существенное влияние на действия инженерных войск и как следствие на порядок преодоления водных преград стрелковыми, танковыми и механизированными частями и соединениями в ходе наступательных операций почти всю Великую Отечественную войну.

В ходе освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину в сентябре 1939 года выявились недостатки в обеспечении преодоления войсками водных преград. Прежде всего, это была слабая обученность саперов.

Так, например, в результате слабой подготовленности личного состава 21-го понтонного батальона понтонный мост через реку Днепр наводился вместо двух часов восемь часов. В результате 13-й стрелковый корпус вынужден был переправлять технику по дну, вытаскивая транспорт и орудия на канатах вручную.

Опыт боевых действий Южного фронта в июне 1940 года на Буковине и в Бессарабии свидетельствовал о необходимости укрепления понтонных частей и целесообразности замены в саперных батальонах стрелковых дивизий и корпусов переправочных парков на лодках А-3 на понтонные парки НЛП. Лодки А-3 предлагалось передать в стрелковые полки в качестве десантных средств пехоты.

За последние годы перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе была проделана огромная работа по оснащению Красной Армии всем необходимым для защиты Отечества. Существенно возрос понтонный парк, увеличилось количество переправочных средств:

ТАБЛИЦА 5. Кол-во основных переправочных средств РККА накануне Второй мировой.
Наименование Наличие
1 янв. 1935 1937 1938 1939 1940 1 янв. 1941
Парки Н-2-П 13 16 18 20 41 45 1/3
Парки НЛП - 15 17 22 27 27 1/3
Парки МдПА-3 - 95 124 152 192 192 1/2
Лодки А-3 7400 ? ? ? ? 3370
ТЗИ 590 ? ? ? ? 1017
ЛМН 95 ? ? ? ? 7696
СП-19 - - - - - 1

Однако этого, как показал опыт войны, оказалось совершенно недостаточно. Наращивание сил и средств происходило уже в ходе Великой Отечественной войны.

К началу 1942 года определились основные направления совершенствования переправочных средств, необходимых для обеспечения наступательных действий Красной Армии. Для разработки нового инженерного вооружения в феврале 1942 года был образован Инженерный комитет Красной Армии. В результате его работы понтонно-мостовые батальоны получили на вооружение деревянный мостовой парк (ДМП-42) под грузы до 30 тонн.

В этот период из-за недостатка металла советская промышленность еще не могла в полной мере покрывать потребность войск в усовершенствованных парках Н-2-П-41 (в дальнейшем Н-2-П), поэтому выпускались, в основном, деревянные понтонно-мостовые парки. Однако уже к лету 1942 года был сформирован тяжелый понтонно-мостовой полк двух батальонного состава, оснащенный новым тяжелым парком (ТМП) грузоподъемностью до 100 тонн.

Всего в 1942 году в инженерные войска поступило 33 парка Н-2-П, 45 парков НЛП, 49 парков ДМП-41, ДМП-42, 70 парков УВСА-3. В дальнейшем в годы войны шло увеличение существующего понтонного парка, количества переправочных средств.

В ходе наступательных операций инженерные войска для обеспечения переправы через водные преграды нередко применяли трофейные понтонные парки. Так, при форсировании р.Днепр в сентябре 1943 года Воронежский фронт имел: парков Н-2-П — 9, ДМП — 4, НЛП — 5, МдПА-3 — 3, УВСА-3 — 11 комплектов; трофейных парков типа «V» — 1, легких (венгерских) — 4 и некоторое количество других табельных средств (ТЗИ, СДЛ, ДСЛ и др.). Для обеспечения форсирования 15-й армией (2-й Дальневосточный фронт) реки Амур 9 августа 1945 года на участке переправы 101-й и 146-й саперные батальоны использовали по два американских переправочных парка. К концу войны в целях захвата плацдармов нередко использовали амфибии — большие и малые плавающие автомобили, как правило, иностранного производства.



 
Оцените этот материал:
(16 голосов, среднее 3.69 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.