Страница 6 из 9
Ил-2 с пушками НС-45. Государс... | 20 августа 1943 года приказом Наркома авиапромышленности № 507 во исполнение Постановления ГОКО С. В. Ильюшину было дано задание к 5 октября 1943 года построить и предъявить на испытания самолет Ил-2, вооруженный двумя пушками калибра 45 мм конструкции ОКБ-16 (в серии НС-45), а НИИ ВВС КА обязывалось до 20 ноября провести государственные испытания нового штурмовика. Это решение обуславливалось тем, что разрушающее действие используемого в НС-45 штатного осколочно-фугасного снаряда от 45-мм противотанковой пушки было вдвое выше, чем у снаряда к пушке НС-37. Последнее требовалось для гарантированного поражения тяжелых немецких танков. 10 сентября 1943 года опытный экземпляр самолета Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова НС-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол был предъявлен на государственные испытания в НИИ ВВСКА. Ввиду сложностей с доводкой автоматики пушки и проведения некоторых доработок на самолете испытания новой машины затянулись до 8 февраля 1944 года. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В результате было принято решение машину в серию не запускать. Необходимо было уменьшить силу отдачи пушек, по крайней мере, до 4000 кг. Позже для уменьшения отдачи при стрельбе ствол НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки (модификация НС-45М). Был установлен дульный тормоз и на пушку НС-37 (вариант НС-37М). Энергия отдачи поглощалась на 40%. Однако попыток установки таких пушек на Ил-2 не делалось. Кроме НС-45, на Ил-2 АМ-38ф планировалась установка 45-мм пушек Ш-45 конструкции Б. Г. Шпитального, разработанной в ОКБ-15. Пушка Ш-45 испытывалась на Як-9Т, но поскольку испытания Ил-2 с НС-45 дали отрицательный результат, пушки Ш-45 на Ил-2 устанавливать не стали. Источники: «Техника и Вооружение», № 7, 2001, «Авиация и Космонавтика» № 5–6, 2001.
|