ДокументыБронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи.
Joomla! 1.5 - Open Source Content Management
О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях2010-06-21T17:06:34Z2010-06-21T17:06:34Z/ru/documents/104-church-at-war/443-ostland-and-ortodox-church.htmln/a1@11.ru<table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Оперативный приказ №20 Главного управления имперской безопасности "О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях"</p>
<p class="doc">31 октября 1941 года.</p>
<p class="doc">Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденного от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).</p>
<p class="doc">Возникает вопрос, надо ли говорить о возвращении попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах), или надлежит разрешить иным способом, или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.</p>
<p class="doc">Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на Востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа как "народа, избранного Богом", который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.</p>
<p class="doc">Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как "народ, избранный Богом".</p>
<p class="doc">Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так легко устранить.</p>
<p class="doc">Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит дать какую-то форму религии. Возникает вопрос: какую?</p>
<p class="doc">Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге, для чего надлежало бы найти проповедников и прежде, чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием, <span style="text-decoration: line-through;">не</span> открываются вновь и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.</p>
<p class="doc">Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию. Ясно, что заключение "избранного Богом народа" в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки Православной Церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.</p>
<p class="doc">Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source">РГАСПИ. Ф.17, Оп. 125, Д.92, Л.23-25. Копия. Перевод с немецкого.</p><table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Оперативный приказ №20 Главного управления имперской безопасности "О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях"</p>
<p class="doc">31 октября 1941 года.</p>
<p class="doc">Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденного от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).</p>
<p class="doc">Возникает вопрос, надо ли говорить о возвращении попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах), или надлежит разрешить иным способом, или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.</p>
<p class="doc">Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на Востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа как "народа, избранного Богом", который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.</p>
<p class="doc">Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как "народ, избранный Богом".</p>
<p class="doc">Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так легко устранить.</p>
<p class="doc">Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит дать какую-то форму религии. Возникает вопрос: какую?</p>
<p class="doc">Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге, для чего надлежало бы найти проповедников и прежде, чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием, <span style="text-decoration: line-through;">не</span> открываются вновь и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.</p>
<p class="doc">Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию. Ясно, что заключение "избранного Богом народа" в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки Православной Церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.</p>
<p class="doc">Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source">РГАСПИ. Ф.17, Оп. 125, Д.92, Л.23-25. Копия. Перевод с немецкого.</p>O пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.2010-06-09T19:38:06Z2010-06-09T19:38:06Z/ru/documents/104-church-at-war/442-pozhertvovaniya-1943-1944.htmln/a1@11.ru<table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.</p>
<p class="doc">29 января 1944 г.</p>
<table class="ttx" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>№ п/п</td>
<td>Месяц и число<br /></td>
<td>Наименование поступлений <br /></td>
<td>Сумма <br /></td>
</tr>
<tr>
<td>1</td>
<td>18/II</td>
<td>На танкостроение</td>
<td>10 000 р.<br />в банк</td>
</tr>
<tr>
<td>2</td>
<td>30/IV</td>
<td>На построение самолета «Курский красный партизан»</td>
<td>3000 р.<br />в банк</td>
</tr>
<tr>
<td>3</td>
<td>30/IV</td>
<td>Подписка на военный заем 2-й</td>
<td>32 700 р.<br />в сберкассу</td>
</tr>
<tr>
<td>4</td>
<td>13/VIII</td>
<td>На подарки раненым бойцам Орла и Белгорода</td>
<td>1300 р.<br />комиссии пом. раненым</td>
</tr>
<tr>
<td>5</td>
<td>17/IX</td>
<td>Продуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки*</td>
<td>11 768 р.<br />-//-</td>
</tr>
<tr>
<td>6</td>
<td>4/X</td>
<td>На раненых от церковно-приходского совета и притча</td>
<td>1200 р.<br />-//-</td>
</tr>
<tr>
<td>7</td>
<td>18/X</td>
<td>Взнос на раненых от совета и притча</td>
<td>2200 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>8</td>
<td>18/X</td>
<td>Пожертвование на раненых от притча и приходского совета</td>
<td>26 000 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>9</td>
<td>1/XI</td>
<td>3-я денежно-вещевая лотерея</td>
<td>1000 р.<br /></td>
</tr>
<tr>
<td>10</td>
<td>15/XI</td>
<td>На оборудование госпиталя для офицерского состава</td>
<td>25 000 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>11</td>
<td>6/XI</td>
<td>На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча</td>
<td>4738 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>12</td>
<td>7/I</td>
<td>Взнос на раненых в Епархиальные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча</td>
<td>2 100 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>13</td>
<td>24/I</td>
<td>Подарки раненым в 2489-й эвакогоспиталь Пирожки, яблоки, кисеты</td>
<td>5054 р.</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="doc">Всего: 126 060 р.</p>
<p class="doc">Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.</p>
<p class="doc">Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные госпитали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.</p>
<p class="doc">Ктитор Гладилин</p>
<p class="doc">Члены приходского совета Введенской церкви<br />Полякова<br />Сотникова</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.</p><table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.</p>
<p class="doc">29 января 1944 г.</p>
<table class="ttx" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>№ п/п</td>
<td>Месяц и число<br /></td>
<td>Наименование поступлений <br /></td>
<td>Сумма <br /></td>
</tr>
<tr>
<td>1</td>
<td>18/II</td>
<td>На танкостроение</td>
<td>10 000 р.<br />в банк</td>
</tr>
<tr>
<td>2</td>
<td>30/IV</td>
<td>На построение самолета «Курский красный партизан»</td>
<td>3000 р.<br />в банк</td>
</tr>
<tr>
<td>3</td>
<td>30/IV</td>
<td>Подписка на военный заем 2-й</td>
<td>32 700 р.<br />в сберкассу</td>
</tr>
<tr>
<td>4</td>
<td>13/VIII</td>
<td>На подарки раненым бойцам Орла и Белгорода</td>
<td>1300 р.<br />комиссии пом. раненым</td>
</tr>
<tr>
<td>5</td>
<td>17/IX</td>
<td>Продуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки*</td>
<td>11 768 р.<br />-//-</td>
</tr>
<tr>
<td>6</td>
<td>4/X</td>
<td>На раненых от церковно-приходского совета и притча</td>
<td>1200 р.<br />-//-</td>
</tr>
<tr>
<td>7</td>
<td>18/X</td>
<td>Взнос на раненых от совета и притча</td>
<td>2200 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>8</td>
<td>18/X</td>
<td>Пожертвование на раненых от притча и приходского совета</td>
<td>26 000 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>9</td>
<td>1/XI</td>
<td>3-я денежно-вещевая лотерея</td>
<td>1000 р.<br /></td>
</tr>
<tr>
<td>10</td>
<td>15/XI</td>
<td>На оборудование госпиталя для офицерского состава</td>
<td>25 000 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>11</td>
<td>6/XI</td>
<td>На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча</td>
<td>4738 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>12</td>
<td>7/I</td>
<td>Взнос на раненых в Епархиальные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча</td>
<td>2 100 р.</td>
</tr>
<tr>
<td>13</td>
<td>24/I</td>
<td>Подарки раненым в 2489-й эвакогоспиталь Пирожки, яблоки, кисеты</td>
<td>5054 р.</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="doc">Всего: 126 060 р.</p>
<p class="doc">Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.</p>
<p class="doc">Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные госпитали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.</p>
<p class="doc">Ктитор Гладилин</p>
<p class="doc">Члены приходского совета Введенской церкви<br />Полякова<br />Сотникова</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.</p>Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира2010-06-09T19:31:44Z2010-06-09T19:31:44Z/ru/documents/104-church-at-war/441-appeal-to-all-christians.htmln/a1@11.ru<table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Братья христиане всего мира!</p>
<p class="doc">Все мы переживаем сейчас исключительную историческую годину: весь мир охвачен военным пожаром, кровь заливает поля Европы, Азии, Африки и Америки; мирное население многих стран, занятых немцами, терпит неслыханные надругательства, порабощается, истребляется; наши святыни уничтожаются, ценности вековой культуры гибнут; фашизм всюду несет разрушение и смерть.</p>
<p class="doc">Наша Родина-мать приняла на себя основной удар немецкого нападения, но, с помощью Божией, с напряжением всех сил, блестящими победами своей героической Красной Армии вытесняет вероломного врата из своих пределов, наносит ему, уже истекающему кровью, но все еще сильному, тяжелые раны и вместе со всеми свободолюбивыми народами борется за полное уничтожение кровавого фашизма во всем мире, ибо нет ничего вожделеннее и благороднее в порывах человеческого духа, как нанести смерть самой войне.</p>
<p class="doc">В эти исторические дни Православная Русская Церковь, переживая со всей страной и своим народом обрушившиеся на нас тяжелые испытания, обращается к христианам всего мира с призывом дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом.</p>
<p class="doc">Голосом Собора всех епископов, собравшихся сейчас в Москве для поставления патриарха, Православная Церковь призывает христиан всего мира к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества.</p>
<p class="doc">Русская Православная Церковь обращается, прежде всего, к вам, братья - воины христиане, сражающиеся сейчас в армиях всех союзных с нами стран. С крепкой верой в сердце, в твердом убеждении в правоте своего дела, с ясным сознанием, что эта война - война идейная, война подвига, война за угнетенных, война за спасение вековых святынь, - с этой верой идите во имя Господа восстановить захваченные врагом земли, освободить порабощенные им народы, прекратить его беспримерные злодеяния, "сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме, откройтесь".</p>
<p class="doc">Православная Церковь зовет и вас, христиане всех союзных стран, работающих на оборону родных земель от общего врата, - удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами.</p>
<p class="doc">Она призывает христиан всех стран, временно оккупированных Гитлером, всеми возможными средствами помогать в тылу врага общему делу спасения угнетенных народов - в уверенности, что близок час победы и освобождения от фашистского ига. Она просит христиан всех стран слиться в общей молитве пред Господом о даровании скорейшей победы в этой исторической кровавой битве во имя торжества христианских и общечеловеческих идеалов над несущим всему миру гибель фашизмом.</p>
<p class="doc">Она надеется, что напряженными усилиями христиан всех союзных стран в этот благоприятный момент, когда наша родная русская Красная Армия, победоносно вытесняя врага с родных пределов, отвлекала на себя большие неприятельские силы, создастся, наконец, давно ожидаемый второй фронт и приблизит победу и мир народов.</p>
<p class="doc">Она верит, что беззаконие и неправда не могут увенчаться успехом, что нападение фашистов обратится на их собственные головы, что, по слову Христа, "взявший меч от меча и погибнет", что справедливый и святой гнев, которым сейчас охвачены христиане всех союзных стран, прорвет все преграды, какие ставит всем нам Гитлер на пути к мирной и спокойной жизни, и бурным стремлением затопит и сметет фашизм с лица земли и вернет миру спокойствие, свободу и счастье.</p>
<p class="doc">Да благословит же Господь всех Вас, братья во Христе, на борьбу за правое дело, за торжество в мире свободы, добра и правды.</p>
<p class="doc">"Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром!"</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Дмитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник:</strong> АП РФ. Ф. 1. Оп. 60. Д. 4. Л. 8-11. Копия.</p><table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Братья христиане всего мира!</p>
<p class="doc">Все мы переживаем сейчас исключительную историческую годину: весь мир охвачен военным пожаром, кровь заливает поля Европы, Азии, Африки и Америки; мирное население многих стран, занятых немцами, терпит неслыханные надругательства, порабощается, истребляется; наши святыни уничтожаются, ценности вековой культуры гибнут; фашизм всюду несет разрушение и смерть.</p>
<p class="doc">Наша Родина-мать приняла на себя основной удар немецкого нападения, но, с помощью Божией, с напряжением всех сил, блестящими победами своей героической Красной Армии вытесняет вероломного врата из своих пределов, наносит ему, уже истекающему кровью, но все еще сильному, тяжелые раны и вместе со всеми свободолюбивыми народами борется за полное уничтожение кровавого фашизма во всем мире, ибо нет ничего вожделеннее и благороднее в порывах человеческого духа, как нанести смерть самой войне.</p>
<p class="doc">В эти исторические дни Православная Русская Церковь, переживая со всей страной и своим народом обрушившиеся на нас тяжелые испытания, обращается к христианам всего мира с призывом дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом.</p>
<p class="doc">Голосом Собора всех епископов, собравшихся сейчас в Москве для поставления патриарха, Православная Церковь призывает христиан всего мира к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества.</p>
<p class="doc">Русская Православная Церковь обращается, прежде всего, к вам, братья - воины христиане, сражающиеся сейчас в армиях всех союзных с нами стран. С крепкой верой в сердце, в твердом убеждении в правоте своего дела, с ясным сознанием, что эта война - война идейная, война подвига, война за угнетенных, война за спасение вековых святынь, - с этой верой идите во имя Господа восстановить захваченные врагом земли, освободить порабощенные им народы, прекратить его беспримерные злодеяния, "сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме, откройтесь".</p>
<p class="doc">Православная Церковь зовет и вас, христиане всех союзных стран, работающих на оборону родных земель от общего врата, - удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами.</p>
<p class="doc">Она призывает христиан всех стран, временно оккупированных Гитлером, всеми возможными средствами помогать в тылу врага общему делу спасения угнетенных народов - в уверенности, что близок час победы и освобождения от фашистского ига. Она просит христиан всех стран слиться в общей молитве пред Господом о даровании скорейшей победы в этой исторической кровавой битве во имя торжества христианских и общечеловеческих идеалов над несущим всему миру гибель фашизмом.</p>
<p class="doc">Она надеется, что напряженными усилиями христиан всех союзных стран в этот благоприятный момент, когда наша родная русская Красная Армия, победоносно вытесняя врага с родных пределов, отвлекала на себя большие неприятельские силы, создастся, наконец, давно ожидаемый второй фронт и приблизит победу и мир народов.</p>
<p class="doc">Она верит, что беззаконие и неправда не могут увенчаться успехом, что нападение фашистов обратится на их собственные головы, что, по слову Христа, "взявший меч от меча и погибнет", что справедливый и святой гнев, которым сейчас охвачены христиане всех союзных стран, прорвет все преграды, какие ставит всем нам Гитлер на пути к мирной и спокойной жизни, и бурным стремлением затопит и сметет фашизм с лица земли и вернет миру спокойствие, свободу и счастье.</p>
<p class="doc">Да благословит же Господь всех Вас, братья во Христе, на борьбу за правое дело, за торжество в мире свободы, добра и правды.</p>
<p class="doc">"Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром!"</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Дмитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник:</strong> АП РФ. Ф. 1. Оп. 60. Д. 4. Л. 8-11. Копия.</p>Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства2010-06-09T19:23:58Z2010-06-09T19:23:58Z/ru/documents/104-church-at-war/440-priests-excommunication.htmln/a1@11.ru<table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства*</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Осуждение изменников вере и Отечеству</p>
<p class="doc">Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий.</p>
<p class="doc">Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">* Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира.</p>
<p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12-13. Копия.</p>
<p> </p><table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства*</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Осуждение изменников вере и Отечеству</p>
<p class="doc">Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий.</p>
<p class="doc">Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="snoska">* Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира.</p>
<p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12-13. Копия.</p>
<p> </p>Обращение Собора преосвященных архиереев РПЦ к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви2010-06-09T19:18:26Z2010-06-09T19:18:26Z/ru/documents/104-church-at-war/439-church-to-soviet-government-8-09-1943.htmln/a1@11.ru<table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя — Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины.</p>
<p class="doc">Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский Александр<br />Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий.</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. Ф. 1. Оп.60. Д. 4. Л. 19-20. Подлинник.</p><table class="doctab" border="0">
<tbody>
<tr>
<td>
<p class="doc_head">Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви</p>
<p class="doc">8 сентября 1943 г.</p>
<p class="doc">г. Москва</p>
<p class="doc">Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя — Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины.</p>
<p class="doc">Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.</p>
<p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский Александр<br />Епископ Молотовский</p>
<p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий.</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. Ф. 1. Оп.60. Д. 4. Л. 19-20. Подлинник.</p>