Документы Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/documents/87.html Mon, 06 Jun 2011 00:13:48 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Доклад начальника ГАБТУ о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой /ru/documents/87-orders-and-reports/463-sostoyanie-avtobronetankovoy-techniki-1941.html /ru/documents/87-orders-and-reports/463-sostoyanie-avtobronetankovoy-techniki-1941.html

ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЙ АРМИИ

июнь 1941 г.

Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:

Танки

Положено по штатам военного времени – 37886

Положено по штатам мирного времени – 34950

На 1.06.41 г. состоит в наличии:

«KB» – 545
Т-34 – 969
БТ-2, 5, 7 – 7550(1)
Т-26 – 10057(2)
Т-40 – 147
Т-37, Т-38 – 3460
Т-35 – 59
Т-28 – 481
Всего: 23268

Выноски:
1) Из них 594 БТ-2.
2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем.

Некомплект по состоянию на 1.06.41 года:
По штатам военного времени — 14618.
По штатам мирного времени — 11682.

Всего по мехкорпусам:

Танки:
Положено танков по штату – 31574
Наличие на 1.06.41 г. – 16555
Наличие на 1.01.42 г. – 19825
Некомплект на 1.01.42 г. – 11749

Бронемашины:
Положено танков по штату – 8159
Наличие на 1.06.41 г. – 3007
Наличие на 1.01.42 г. – 3795
Некомплект на 1.01.42 г. – 4364

Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая:

Данные по каждому МК — в отдельном приложении (в данном документе отсутствует).

В 1940 — 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков «KB», Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.

Учитывая выпуск танков заводами промышленности с 1.06.1941 г. по 1.01.1942 года, а именно:

Поступает с заводов в 1941 г.:

с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Танки «KB» – 93
Танки Т-34 – 231
Танки Т-50 – 25
Танки Т-40 – 57
Итого: 406

3 квартал:
Танки «KB» – 375
Танки Т-34 – 830
Танки Т-50 – 180
Танки Т-40 – 150
Итого: 1535

4 квартал:
Танки «KB» – 430
Танки Т-34 – 885
Танки Т-50 – 345
Танки Т-40 – 320
Итого: 1980

Всего:
Танки «KB» – 898
Танки Т-34 – 1946
Танки Т-50 – 550
Танки Т-40 – 527
Итого: 3921

Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит:
По штатам военного времени — 10697.
По штатам мирного времени — 7761.

При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.

Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:

На 1942 г.
Танки «KB» – 4500
Танки Т-34 – 8000
Танки Т-50 – 4000
Танки Т-40 – 2000
Итого: 18500

На 1943 г.
Танки «KB» – 7500
Танки Т-34 – 15000
Танки Т-50 – 10000
Танки Т-40 – 4000
Итого: 36500

При этом условии танковые корпуса к концу 1943 года будут полностью перевооружены и укомплектованы новой материальной частью.

Следует отметить, что развитие танкостроения немыслимо без соответствующего обеспечения его:
а) двигателями — дизель;
б) танковой броней;
в) новой радиостанцией 10-Р (КРСТБ), взамен устаревшей 71-ТК;
г) танковым электрооборудованием.

Существующие производственные возможности по выпуску этих видов продукции не обеспечивают выпуск танков, даже по программе 1941 года.

Танкостроение в основном сосредоточено в г. Харькове и Ленинграде.

Производство танков «КВ-3» и Т-50 не имеет дублирующих заводов. Необходимо создать новые базы танкостроения внутри страны — Горький, Урал.

Выводы:

Для обеспечения выпуска в 1942 — 1943 гг. потребного количества танков, а также для создания производственных баз, дублирующих изготовление этих танков необходимо:

1. По танкам «KB» иметь три завода (Кировский, Челябинский тракторный и новый завод в районе г. Горький) с общим выпуском в 1942 г. — 4500 танков и в 1943 г. — 7500 танков.

2. По танкам Т-34 иметь два завода (завод № 183 и Сталинградский тракторный) с общим выпуском в 1942 г. — 8000 танков и в 1943 г. — 15000 танков.

3. По танкам Т-50 иметь три завода (завод № 174, организовать производство на Коломенском паровозном заводе и построить новый завод в г. Омске) с общим выпуском в 1942 г. — 4000 танков и в 1943 г. - 10000 танков.

4. По дизелям:

а) Расширить производственную мощность завода № 75 до 12000 дизелей в 1942 г. По заводу № 174 обеспечить производство дизелей в объеме программы на 1942 г. по танку Т-50.
б) Организовать производство дизелей на СТЗ, ЧТЗ и Ярославском автозаводе с общим выпуском 6000 дизелей в 1942 г. и 18000 дизелей в 1943 г.
в) Построить новый завод в районе г. Уфа с годовым выпуском 12000 дизелей в 1943 г.

5. Строительство новых и расширение существующих заводов по изготовлению танков и танковых дизелей производить с учетом выпуска запасных частей эквивалентно выпускаемым количествам танков и дизелей.

6. В проектах расширения и строительства заводов предусмотреть полный цикл танкового производства в районах расположения танковых заводов.

7. Танковая броня.

Для обеспечения намечаемого выпуска танков, необходимо дополнительно к существующим заводам организовать производство танковой брони:

а) на заводах № 264 («Красноармейская Верфь»), «Красный Октябрь» (Сталинград) и заводе имени Андреева (Таганрог) в пределах полного обеспечения выпуска танков Т-34 на СТЗ;
б) на заводе № 78 (Наркомат Боеприпасов) в пределах полного обеспечения выпуска танков «KB» на ЧТЗ и новом заводе в г. Омске;
в) на Урале в пределах обеспечения выпуска танков «KB» на новом заводе в районе г. Горький.

8. Радиостанция 10-Р.

В системе Наркомата Электропромышленности организовать на нескольких заводах производство радиостанций 10-Р в количествах полностью обеспечивающих потребность танковой промышленности и НКО.

Бронеавтомобили и бронепоезда

Потребность и наличие в Красной Армии составляет:

Потребность военного времени:
Бронемашины БА-20 – 4526
Бронемашины БА-10 – 7000
Бронепоезда легк. и тяж. – 42
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 185

Потребность мирного времени:
Бронемашины БА-20 – 3884
Бронемашины БА-10 – 6267
Бронепоезда легк. и тяж. – 33
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 38
Бронеавтомобили средние – 39

Наличие на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 1899
Бронемашины БА-10 – 3361
Бронепоезда легк. и тяж. – 44
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 52

Некомплект по военному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 2627
Бронемашины БА-10 – 3639
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – 133

Некомплект по мирному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 1985
Бронемашины БА-10 – 2906
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

Поступает от промышленности:

с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 55
Бронемашины БА-10 – 14
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

3 кв.:
Бронемашины БА-20 – 175
Бронемашины БА-10 – 250
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 46
Бронеавтомобили средние – нет

4 кв.:
Бронемашины БА-20 – 180
Бронемашины БА-10 – 255
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

всего:
Бронемашины БА-20 – 410
Бронемашины БА-10 – 519
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 50
Бронеавтомобили средние – нет

В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).

Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как имеют недостаточную бронировку (6-10 мм) и малую проходимость по пересеченной местности.

Материальная часть бронепоездов по своим боевым качествам мало чем отличается от бронепоездов времен Гражданской войны.

Бронепоезда имеют слабую броневую защиту, устаревшее вооружение и паровозы (серии ОВ). Перевода на Западно-Европейскую колею не имеют.

Для обеспечения Красной Армии соответствующими современным требованиям типами бронемашин и бронепоездов, необходимо:
а) организовать производство бронемашин на 2-х — 3-хосном шасси со всеми ведущими осями по типу ЛБ-62, которые вооружить 23-25-мм пушкой.
б) разработать и поставить на производство новый образец средней бронемашины на 3-х – 4-хосном автошасси со всеми ведущими осями и броней 13–15 мм.
в) существующие бронепоезда до 1943 г. оставить без изменения.

В дальнейшем бронепоезда строить по типу мотоброневагонов с броней, обеспечивающей защиту от мелкокалиберной артиллерии, вооруженных по образцу средних и тяжелых танков. Базой для производства бронепоездов оставить завод «Красный Профинтерн».

Тракторы

Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:

Потребность военного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 28037
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 60778
Комсомолец – 5769
Всего: 94584

Потребность мирного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 16635
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 28661
Комсомолец – 4256
Всего: 49552

Наличие на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 2601
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 33658
Комсомолец – 6672
Всего: 42931

Некомплект по военному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 25436
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 27120
Комсомолец – +903
Всего: 51653

Некомплект по мирному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 14034
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – +4997
Комсомолец – +2416
Всего: 6621

В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и «Коммунар», которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии.

Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них:

«Ворошиловец» и С-2 – 25436;
ЧТЗ-65 и СТЗ-5 – 41397.

При существующем объеме производства в 29700 тракторов в год, НКО получит около 13500 тракторов типа С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 (при условии, что поставка в 4 квартале будет на уровне плана 3 квартала), 670 тракторов «Ворошиловец» и 2500 тракторов СТЗ-3 для авиационного тыла.

Такое положение со снабжением Красной Армии тракторами из года в год не снижает, а увеличивает разрыв между поступлением материальной части артиллерии большой мощности и мехтягой.

Если по тракторам ЧТЗ и СТЗ при мобилизации можно рассчитывать на получение необходимого количества тракторов для Красной Армии из народного хозяйства, то по тракторам «Ворошиловец», «Коминтерн» и С-2, обеспечивающим артиллерию АРГК - эта возможность исключена.

Применение в качестве арттягачей дивизионной и корпусной артиллерии тихоходных и маломощных тракторов ЧТЗ и СТЗ, не обеспечивает артиллерию тягачами, отвечающими современным ее требованиям. Необходимо:

1. Организовать производство специальных арттягачей, полностью удовлетворяющих тактико-техническим требованиям НКО.

2. Построить к 1.01.1943 г. завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и завод по выпуску тракторов типа С-2 — 10000 в год.

3. Перевести все тракторные заводы на многосменную работу. Все выпускаемые заводами тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 передавать в НКО.

Автомобили

Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:

Потребность военного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 49305
Автомобили грузовые ГАЗ – 213571
Автомобили грузовые ЗИС – 257256
Мастерские типа «А» – 7972
Мастерские типа «Б» – 4378
Бензоцистерны – 60914
ПЗС – 2571
Прочие спецмашины – 159911
Всего автомобилей: 755878

Потребность мирного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 26001
Автомобили грузовые ГАЗ – 95231
Автомобили грузовые ЗИС – 116689
Мастерские типа «А» – 5423
Мастерские типа «Б» – 3648
Бензоцистерны – 19683
ПЗС – 1860
Прочие спецмашины – 81240
Всего автомобилей: 349775

Наличие на 15.06.41г.:
Автомобили легковые и ПИКАП – 17280
Автомобили грузовые ГАЗ – 117415
Автомобили грузовые ЗИС – 75803
Мастерские типа «А» – 2729
Мастерские типа «Б» – 1556
Бензоцистерны – 11252
ПЗС – 725
Прочие спецмашины – 45380
Всего автомобилей: 272140

Некомплект по военному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 32025
Автомобили грузовые ГАЗ – 96156
Автомобили грузовые ЗИС – 181453
Мастерские типа «А» – 5243
Мастерские типа «Б» – 2822
Бензоцистерны – 49662
ПЗС – 1846
Прочие спецмашины – 114531
Всего автомобилей: 483738

Некомплект по мирному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 8721
Автомобили грузовые ГАЗ – +22184
Автомобили грузовые ЗИС – 40886
Мастерские типа «А» – 2694
Мастерские типа «Б» – 2092
Бензоцистерны – 8431
ПЗС – 1135
Прочие спецмашины – 35860
Всего автомобилей: 77635

Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП – 23864
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 209880
Мастерские типа «А» – нет
Мастерские типа «Б» – нет
Бензоцистерны – нет
ПЗС – нет
Прочие спецмашины – 6000
Всего автомобилей: 239744

Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП – 8161
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 67729
Мастерские типа «А» – 5243
Мастерские типа «Б» – 2822
Бензоцистерны – 49662
ПЗС – 1846
Прочие спецмашины – 108531
Всего автомобилей: 243994

По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.

Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.

Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ — 40785, ЗИС — 43205, прочих — 9550 или 66,5% от общего выпуска — 140000 машин в год.

За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.

Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.

Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны — дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны — 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.

Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.

Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:

1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.

2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.

3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.

Прицепы

Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:

Потребность военного времени:
Прицепы общего назначения – 67329
Прицепы специальные – 30269
Всего: 97598

Потребность мирного времени:
Прицепы общего назначения – 25827
Прицепы специальные – 10500
Всего: 36327

Наличие на 15.06.41 г.:
Прицепы общего назначения – 21541
Прицепы специальные – 6366
Всего: 27907

Некомплект по военному времени:
Прицепы общего назначения – 45788
Прицепы специальные – 23903
Всего: 69691

Некомплект по мирному времени:
Прицепы общего назначения – 4286
Прицепы специальные – 4134
Всего: 8420

За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.

Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн.

Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.

Мотоциклы

Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют:
Потребность военного времени – 73047
Потребность мирного времени – 54992
Наличие на 15.06.41 г. – 16918*)
Некомплект по военному времени на 15.06.41 г. – 56129
Некомплект по мирному времени на 15.06.41 г. – 38074

Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП(б) и СНК СССР решением по развитию в СССР мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.

*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.

Техническое состояние машин Красной Армии

Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:

Требует ремонта:

Среднего:
Танки – 2155
Тракторы – 6550
Автомобили – 43646
Мотоциклы – 3023
Бронемашины – 340
Прицепы – 3690

Капитального:
Танки – 2293
Тракторы – 5628
Автомобили – 19902
Мотоциклы – 2231
Бронемашины – 243
Прицепы – 588

Негодные:
Танки – нет
Тракторы – 198
Автомобили – 2208
Мотоциклы – 704
Бронемашины – нет
Прицепы – 1463

% от общего наличия:

по среднему ремонту:
Танки – 9,3
Тракторы – 15
Автомобили – 16
Мотоциклы – 18
Бронемашины – 6,5
Прицепы – 13

по капитальному ремонту:
Танки – 9,9
Тракторы – 13
Автомобили – 7,3
Мотоциклы – 13
Бронемашины – 4,5
Прицепы – 5

Причинами такого технического состояния являются:

1. Усиленная эксплуатация машин в период 1939-1940 гг.

2. Недостаточная обеспеченность войсковых частей дефицитными запасными частями, агрегатами и инструментом.

3. Отсутствие в Красной Армии необходимого количества подвижных ремонтных средств (мастерские типа «А» и «Б»), укомплектованность по которым составляет - 38%.

Для восстановления машин, требующих среднего и капитального ремонта, необходимо:
а) увеличить отпуск автотракторных и танковых запчастей по дефицитным деталям в количествах и по номенклатуре заказа НКО;
б) в дальнейшем расширить производство подвижных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 штук в год.

Запчасти

Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов: На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:

Для эксплуатации наличного парка:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 410
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 178

Для заложения непзапаса:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 66
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 29

Всего:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 476
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 207

а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей;
б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.

Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются:

На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.

Поступление запчастей:

1936 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 35200
Что составляет на одну машину, рублей – 1400
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 30819
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 4580
Запчасти к БТ, тыс. р. – 28000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4170

1937 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 31400
Что составляет на одну машину, рублей – 594
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 11245
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 1550
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20395
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4200

1938 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 43100
Что составляет на одну машину, рублей – 513
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 21208
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2540
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20800
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3500

1939 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 67000
Что составляет на одну машину, рублей – 525
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 20843
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2105
Запчасти к БТ, тыс. р. – 33000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4523

1940 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 59500
Что составляет на одну машину, рублей – 355
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 29000
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2500
Запчасти к БТ, тыс. р. – 23000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3000

1941 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 74500
Что составляет на одну машину, рублей – 274
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 32130
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 3200
Запчасти к БТ, тыс. р. – 29300
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3900

Заводы №37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БТ, Т-26, Т-37-38 и трактору «Коминтерн».

Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год.

Для обеспечения Красной Армии танковыми и автотракторными запасными частями необходимо:

1. На 1941 год увеличить отпуск НКО автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: по автомобилям с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и по тракторам ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.

2. Для обеспечения производства запасных частей к танкам, Наркомсредмашу выделить в системе «Глававтотрактордеталь» 2-3 основных завода и кроме того создать спеццеха на остальных заводах этого Главка, изготавливающих танковые запчасти по заказу 1941 года.

3. Расширить производство танковых запасных частей, особенно остродефицитных, для чего не-обходимо в системе «Глававтотрактордеталь» выделить Саратовский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку БТ и Омский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку Т-26.

Авторезина

Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.

На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.

Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.

Ремонт

Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе ГАБТУ КА являются:

По капитальному ремонту:

Ремонтные базы в количестве 38, имеющие:
Производственную площадь — 125224 м2.
Станочное оборудование — 1790 единиц.
Рабочих и служащих — 13705 человек.

По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано:
боевых машин — 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов;
автомобилей — 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов;
тракторов — 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов;
мотоциклов — 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов;
двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.

Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности.

Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз.

В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год.

Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек — конец 1942 года.

Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.

По среднему ремонту:

Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:

Производственные площади в м2:
Гарнизонные мастерские – 74098
Ж.д. АБТ мастерские – нет
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – н/д
Всего: н/д

Количество имеющихся станков:
Гарнизонные мастерские – 563
Ж.д. АБТ мастерские – 380
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 72
Всего: 1015

Количество произв. рабочих:
Гарнизонные мастерские – 2643
Ж.д. АБТ мастерские – 3640
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 909
Всего: 7192

Производственная мощность машин:
Гарнизонные мастерские – 21417
Ж.д. АБТ мастерские – 24000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 8640
Всего: 54057

Производственная мощность агрегатов:
Гарнизонные мастерские – 2640
Ж.д. АБТ мастерские – 8000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 1000
Всего: 11640

Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 — 70%.

Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием.

В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:

1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рембаз и гарнизонных мастерских в количестве 485 шт. (приложение ведомость № 1).

2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме — 25 млн. рублей;
на инструмент общего назначения, в сумме — 3,5 млн. рублей.

3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 — 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).

4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.

5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.

Общие выводы

Для повышения боеготовности механизированных войск и обеспечения Красной Армии автобронетанковой техникой и имуществом, необходимо:

1. Просить Правительство:
а) обязать Наркоматы промышленности немедленно приступить к расширению танкостроения;
б) утвердить программу по танкостроению на 1942 год в количестве 18500 танков и на 1943 год — 36500 танков.

2. Для обеспечения артиллерии АРГК и КАПов мощными тракторами, построить новый завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и второй завод по выпуску тракторов типа «С-2» — 10000 в год.

3. Перевести тракторные заводы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ и цех «200» завода № 183 на многосменную работу. Выпускаемые заводами промышленности тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 полностью передавать НКО.

4. Приступить немедленно к производству автомобилей повышенной проходимости с 2-мя — 3-мя ведущими осями, для комплектования ими механизированных войск.

5. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей.

6. Увеличить отпуск автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: автомобильных с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и тракторных ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.

7. Расширить производство танковых запасных частей, особенно дефицитных, для чего:
а) В системе «Глававтотрактородеталь» выделить основные заводы и спеццеха для изготовления
запчастей к танку БТ, Т-26 и моторам М-5 и М-17.
б) Обязать Наркомат общего машиностроения организовать на заводах Наркомата производство запчастей Т-27 и Т-37.
в) Обязать Наркомат тяжелого машиностроения организовать производство запчастей к Т-28 на заводах Наркомата.
г) Построить в 1942-1943 гг. три новых завода для производства запчастей к новым типам машин
с общим выпуском, обеспечивающим потребность НКО.

8. Выделить НКО на второе полугодие 1941 года 430000 комплектов авторезины.

9. Расширить производство подвижных ремонтных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 шт. в год.

10. Просить Правительство ускорить решение о развертывании подвижных ремонтных баз для НКО промышленностью.

11. Обязать промышленность изготовить в 1941 году образцы танков, вооруженных зенитными пушками для мехкорпусов.

Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
генерал-лейтенант танковых войск
Федоренко

Источник: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97-116. Подлинник.

]]>
1@11.ru (n/a) Приказы, отчеты Mon, 11 Oct 2010 19:16:51 +0000
О возможности внезапного нападения немцев 22 июня 1941 г. /ru/documents/87-orders-and-reports/459-german-sudden-attack-1941.html /ru/documents/87-orders-and-reports/459-german-sudden-attack-1941.html

ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ЗАПАДНОГО ОСОБОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ОТ 22 ИЮНЯ 1941 г. С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПРИКАЗА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕЗАПНОГО НАПАДЕНИЯ НЕМЦЕВ В ТЕЧЕНИЕ 22-23 ИЮНЯ 1941 г.

Передаю приказ Народного Комиссара Обороны для немедленного исполнения. Военным советам Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского военных округов.

Копия – Народному Комиссару Военно-Морского Флота.

1. В течение 22-23 июня возможно внезапное нападение немцев на фронтах Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского военного округов. Нападение немцев может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск – не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.
Одновременно войсками Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского военного округов быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар немцев или их союзников.

3. ПРИКАЗЫВАЮ:
а) в течение ночи на 22.6.41 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировав;
в) все части привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов.

Никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.

ТИМОШЕНКО

ЖУКОВ

ПАВЛОВ

ФОМИНЫХ

КЛИМОВСКИХ

На документе отметка: «Отправлен 22 июня 1941 г. в 2 часа 25 минут».

]]>
andrewbek@mail.ru (n/a) Приказы, отчеты Sat, 09 Oct 2010 16:05:31 +0000
Докладная начальника ГАБТУ о состоянии танкостроения, 22.01.1941 /ru/documents/87-orders-and-reports/379-about-tank-dev-1941.html /ru/documents/87-orders-and-reports/379-about-tank-dev-1941.html

Докладная записка начальника ГАБТУ КА в НКО о состоянии танкостроения

28 января 1941 г.

Возвращаю Вам материал о состоянии танкостроения. Мною этот документ был лично доложен народному комиссару обороны 27.1.1941 г.
Документ правильно освещает состояние танкостроения и составлен, главным образом, на основе материалов имеющихся в ГАБТУ Красной Армии.
Народный комиссар приказал Вам доложить этот документ еще раз.
Приложение: письмо за №4сс на 8 листах.

Начальник ГАБТУ Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко

Приложение

ЦК ВКП(б) - Т. СТАЛИНУ И.В.
СНК СССР - Т. МОЛОТОВУ В.М.

О СОСТОЯНИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ
По вашему указанию, в декабре 1940 г. для детального ознакомления с состоянием танкостроения, были направлены работники аппарата КО на следующие заводы, производящие танки и броню для них: Кировский, Ижорский и №174 (г. Ленинград), №183 и №75 (г. Харьков), Мариупольский, СТЗ и №264 (г. Сталинград) и №37 (г. Москва).

По данным, полученным указанными работниками, качественное состояние новых типов танков и выполнение программы характеризуется следующими данными:

Танк "KB" (Кировский завод НКТМ, г. Ленинград)

Танк "KB" по своим ходовым качествам, мощному бронированию и вооружению превосходит старые типы танков и является лучшей машиной из всех созданных за последние 2-3 года новых образцов тяжелых танков в нашем танкостроении.

Производство танков "KB" на Кировском заводе освоено. На 1.1.1941 г. заводом изготовлено и сдано военной приемке 243 танка при годовом плане 243 шт.

Отгружено в части 238 танков, из них: в г. Ковно - 51, г. Белосток - 52, г. Стрый - 41, г. Львов - 48, Киевский округ - 22, г. Саратов - 10, ВАММ, автобронетанковые школы и полигон - 11, на ЧТЗ и завод №92 - 3 и 5 танков осталось на Кировском заводе.

Представители АБТУ КА, участвовавшие в проведении заводских испытаний танков, установочной партии "У-7" и "У-21", по выявлению прочности отдельных агрегатов танка в пробеге на 3000 км считают, что танк "KB" является вполне боеспособной машиной.

Последнее подтверждается актами заводских испытаний и актами военной приемки по каждой машине.

В результате проведенной заводом работы по устранению выявленных конструктивных и технологических недочетов машин, танки "KB" последних выпусков по своим ходовым качествам значительно улучшены. По танкам первых выпусков завод гарантировал бесперебойную работу танков на 200 км; теперь по договору между заводом и ГАБТУ КА гарантия дается уже на 2000 км пробега. Однако по итогам испытаний, проводимых на заводе совместно с представителями Красной Армии, отмечается, что еще не каждый серийный танк "KB" выдерживает 2000 км бесперебойной работы из-за недостаточной прочности некоторых отдельных агрегатов.

До настоящего времени еще не удалось устранить следующие недочеты танков "KB":
1. Воздухоочиститель (фильтр) не обеспечивает хорошую очистку воздуха от пыли, вследствие чего происходит преждевременный износ двигателя.
2. Система охлаждения танка "KB" не обеспечивает нормальную работу двигателя вследствие высоких температур воды и масла.
3. Коробка перемены передач, несмотря на ее усиление, до настоящего времени имеет дефекты - преждевременный износ буртика шестерни 2-4 скоростей и разрушение роликовых подшипников после 1500 км пробега.
4. Траки гусеницы после 1500 км пробега требуют замены, так как сильно изнашиваются и утрачивают прочность (появляются трещины).
5. Дизель-мотор В-2 мощностью 600 л.с. для танка "KB", особенно с артсистемой 152 мм, слаб, не обеспечивает требуемые скорости (по шоссе 20-21 км вместо 35 км, по проселку 14 км, по целине 10-11 км), при поворотах на 2-й передаче глохнет и не имеет запаса мощности.
В настоящее время, согласно постановлению КО от 19 ноября 1940 г. завод №75 НКСМ (г. Харьков) работает над доведением мощности дизель-мотора для танков "KB" до 700 л.с. и увеличением его срока службы до 200 часов.
6. Имеющиеся отверстия на крыше танка для засасывания воздуха пока не предохранены от возможного попадания через них горящей жидкости во внутрь танка.
7. Погон башни и подпогонное кольцо обнажены, вследствие чего возможны заклинивания башни при попадании снаряда.
8. Запоры люков трансмиссионного отделения не усовершенствованы, их можно открывать снаружи.
9. Отсутствует вентиляция боевого отделения при неработающем двигателе.
10. Не отработаны: укладка боекомплекта, обзорность и управление - все это утяжеляет работу экипажа.

Перечисленные недочеты, согласно Постановлению КО №428сс от 19 ноября 1940 г. должны быть устранены с 1 марта 1941 года.
При этом необходимо отметить, что устранения недостатков танка "KB" на Кировском заводе проходят все же медленно вследствие перегруженности конструкторского бюро работами по проектированию новых образцов танков (танки с 90 мм и со 100 мм броней, танк Т-50) к 28.12.1940 г. Кировским заводом были изготовлены и прошли 140 км пробег танки с 90 мм и со 100 мм броней и в пробеге показали хорошие результаты.

Производственная база танкостроения на Кировском заводе значительно расширилась. На производстве танков занято 5 основных цехов и, кроме того, некоторые цеха завода работают на танки по кооперации.

В настоящее время Кировский завод в состоянии выпускать по 55-60 танков ежемесячно. Сборочный и сдаточный цеха, а также сборка узлов, уже могут обеспечить выпуск 60-70 комплектов в месяц, но механические цеха еще недостаточны по площадям и оборудованию.

Второй базой для производства танков "KB" является Челябинский тракторный завод, который готовится на производство 300 шт. танков в год, но подготовка производства на ЧТЗ идет слишком медленно.

Танк "Т-34" (завод №183 НКСМ г. Харьков)

На 1.1.1941 г. заводом сдано Красной Армии 115шт. танков "Т-34" при годовом плане 500 шт.

Задержка в производстве "Т-34" на заводе №183 вызвана неналаженностью технологического процесса и недостаточным оснащением производства приспособлениями, инструментом и оборудованием.

Войсковые испытания, проведенные в октябре - декабре 1940 г. по маршруту Харьков - Кубинка - Смоленск - Киев - Харьков - общим протяжением около 3000 км, в том числе 1000 км по шоссе и 2000 км по различным грунтам с преодолением естественных препятствий показали, что заводской гарантийный километраж до капитального ремонта в 2000 км не выдерживается. Отдельные агрегаты танка недостаточно прочны и выходят из строя после 800-1200 км пробега из-за следующих дефектов:
а) коробятся и срабатываются диски главного фрикциона;
б) быстро изнашиваются и ломаются литые траки гусеницы;
в) ломаются лопасти вентилятора;
г) коробка перемены передач недостаточно прочна и конструктивно не доработана, трудно переключаются передачи, быстро срабатываются зубья шестерен, имеются случаи заедания шестерен на шлицах валов.

Обзорность из танка неудовлетворительная, смотровые приборы расположены неудобно, с малым углом обзора (53° - из башни) и невозможно очищать их от грязи, не выходя из танка.

Вентиляция боевого отделения танка недостаточна: после 12 выстрелов содержание СО составляет 0,5 мг/л при допускаемом 0,1 мг/л, что может вредно отразиться на экипаже.

В башне танка тесно, боеукладка не отработана, что затрудняет работу экипажа и не обеспечивает необходимого темпа стрельбы. Комитет обороны своим постановлением от 19.11.1940 г. обязал завод №183 НКСМ устранить недостатки танков "Т-34" и довести межремонтный пробег танка до 7000 км, а ходовой части танка до 3000 км с 1 февраля 1941 года.

Производственная база на заводе №183 для "Т-34" расширяется. В настоящее время завод в состоянии изготовлять по 100-200 танков в месяц. Производственных площадей на заводе достаточно, но механические цеха еще не полностью укомплектованы оборудованием.

Второй базой по производству "Т-34" является СТЗ НКСМ. По плану 1940 г. завод должен был изготовить 100 шт. танков "Т-34", но на 28.12.1940 г. ни одного танка не сдал, а собрал только 11 машин. Подготовка и освоение производства танка "Т-34" на СТЗ идет очень медленно- Площадей для производства танков достаточно, но механические цеха не укомплектованы требующимся оборудованием.

Танк "Т-40" - амфибия (завод №37 НКСМ г. Москва)

Танк "Т-40" прошел всесторонние войсковые и полигонные испытания. Последние испытания проводились в октябре месяце 1941 г. по маршруту Москва - Смоленск - Минск - Житомир - Киев - Брянск - Москва - общим протяжением около 3000 км, с преодолением ряда рек (Днепр, Десна, Припять) и озера "Князь" шириной 7 км.

Результаты испытаний показали, что танк "Т-40" удовлетворяет тактико-техническим требованиям Красной Армии. Одновременно в процессе испытаний был выявлен ряд серьезных недостатков, так, например:

1. Повышенный износ поршней группы двигателя, возникающий вследствие неудовлетворительной работы воздухоочистителя и смазки поршневых колец.
2. Затруднительный запуск двигателя, особенно при пониженных температурах окружающего воздуха.
3. Заклинивание гусеницы между ведущей зубчаткой и балансиром.
4. Недостаточная прочность опорных катков по креплению подшипников и по ходовым качествам резины.
5. Повышенный износ траков и пальцев гусеницы.
6. Недостаточный запас плавучести (300 кг).
Согласно постановлению КО завод №37 обязывается обеспечить межремонтный пробег танка "Т-40" до капитального ремонта не менее 8000 км и гарантийный километраж на ходовую часть не менее 4000 км.
Основным производственным затруднением для завода №37 является неудовлетворительная поставка по кооперации основных агрегатов и особенно бронекорпусов и двигателей.

Танк "Т-50"

Комитет обороны Постановлением №427сс от 19 ноября 1940 г. утвердил тактико-технические требования по танку "Т-50" и обязал НКСМ и НКТМ к 15 января 1941 года изготовить по два опытных образца.

В декабре 1940 г. завод №174 НКСМ (г. Ленинград) изготовил два танка "Т-50", которые в настоящее время проходят заводские испытания.

На Кировском заводе НКТМ (г. Ленинград) два танка "Т-50", по данным завода, будут изготовлены только к 20-25 января 1941 г.

Состояние производства танковой брони и бронекорпусов к танкам
Производством танковой брони всех толщин в 1940 году были заняты следующие заводы НКСП: Ижорский, Мариупольский и Кулебакский; заводы НКЧМ: Выксунский и Таганрогский.

В связи с расширением производства танков в 1941 году для производства танковой брони привлекаются следующие заводы:
- "Красный Октябрь" НКЧМ (г. Сталинград) по прокату брони до 45 мм
- "Запорожсталь" НКЧМ по прокату брони до 75 мм
- Кировский завод НКТМ (г. Ленинград) по прокату брони до 75 мм

Производством бронекорпусов и башен к танкам и бронемашинам заняты: Ижорский и Мариупольский заводы НКСП, Подольский завод НКНП, №183 НКСМ (г. Харьков), Выксунский НКЧМ и привлекаются на 1941 год завод №264 НКСП (г. Сталинград), завод №78 НКБ (г. Челябинск).

Значительным тормозом по производству бронекорпусов "Т-34" является завод №264 НКСП. Строительство, обеспечение оборудованием и подготовка производства бронекорпусов на этом заводе идет исключительно медленными темпами. От подготовленности этого завода зависит выпуск танков на СТЗ НКСМ.

На заводах, производящих бронекорпуса и башни к танкам, недостает прессового и механического оборудования.

Производство моторов для танков

Дизель-моторы производятся только на одном заводе №75 НКСМ - г. Харьков и устанавливаются:
дизель "В-2К" 600 л.с. на танк "KB"
дизель "В-2" 500 л.с. на танк "Т-34"
дизель "В-2-В" 350 л.с. на трактор "Ворошиловец" и, кроме того,
дизель "В-3" 300 л.с. предназначается к установке на танк "Т-50"

Дизеля "В-2К", "В-2", "В-2-В" сложны в производстве и не обеспечивают еще достаточного срока службы до капитального ремонта. Гарантийный срок работы дизелей заводом дается в 100 часов. Комитет обороны Постановлением №428сс обязывает завод №75 НКСМ довести гарантийный срок работы дизель-моторов с 1 января 1941 г. до 150 часов, а с 1 июня 1941 г. до 200 часов.
В дизеле "В-2" до последнего времени не устранены следующие недостатки:
1. Пробивание газа в стыке между головкой и блоком цилиндров.
2. Разработка муфты привода топливного насоса.
3. Потеря компрессии вследствие преждевременного изнашивания поршневых колец и цилиндров.
4. Не отработана конструкция воздухоочистителя, вследствие чего срок работы дизеля значительно сокращается.

Производственная возможность завода №75 НКСМ составляет только 5500-6000 шт. дизель-моторов в год. Потребности же в указанных дизелях по производственным возможностям танковых заводов к 1.1.1942 г. будут составлять:
по "KB" (Кировский завод) - 800-1000 шт.;
по "KB" (Челябинский завод) - 500-600 шт.;
по "Т-34" (завод №183 г. Харьков) - 2300-2600 шт.;
по "Т-34" (Сталинградский завод) - 2400-2800 шт.;
по "Т-50" (завод №174 г. Ленинград) - 2000-2400 шт.;
по трактору "Ворошиловец" (завод №183) - 1000-1100 шт.
Итого: -9000-10500 шт.

Ввиду того, что срок службы дизель-мотора до капитального ремонта слишком мал, комитет обороны постановил изготавливать дизеля с расчетом - на каждые 2 вновь выпущенные танка - 1 запасной мотор, следовательно, потребность увеличивается на 4500-5250 шт. в год.

Кроме того, моторы М-17-Т, установленные на танках БТ-7, сняты с производства. Необходимо будет на часть БТ-7 устанавливать дизель-моторы В-2.

Таким образом, общая потребность в танковых дизелях на 1.1.1942 г. составит 16000-18000 шт. в год.

Для обеспечения танкостроения моторами и запчастями к ним требуется быстрейшее расширение существующих мощностей по производству дизель-моторов.

В настоящее время НКСМ готовит свои предложения по увеличению мощности заводами №75 НКСМ и созданию новой базы по производству дизель-моторов на Сталинградском тракторном заводе, согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) №976-368сс от 7.6.1940 года.

Комитетом обороны поставлены перед нашей бронетанковой промышленностью следующие задачи (Постановления КО №124сс от 28.5.139 г., №373сс от 29.8.1940 г., №390сс от 9.10.1940 г. и №428сс от 19.11.1940 г.):
1. Изыскание и внедрение в производство брони повышенной бронестойкости (без увеличения толщин) и создание литых конструкций из броневой стали.
2. Увеличение сроков службы основных агрегатов танка (двигатель, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, гусеницы и др.).
3. Разработка и освоение в производстве улучшенной трансмиссии и ходовой части танка (планетарные передачи, торсионная подвеска, металлические катки с внутренней резиновой амортизацией, резино-металлические гусеницы и пр.).
4. Усовершенствование систем управления танками (удобство работы экипажей, снижение усилий на рычагах и пр.).

 

Начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга
Коробков

Источник: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11569. Д. 300. Л. 16-24. Подлинник.

]]>
1@11.ru (n/a) Приказы, отчеты Sun, 01 Nov 2009 20:50:31 +0000
План производства заводов наркомата среднего машиностроения на 1941 год /ru/documents/87-orders-and-reports/342-production-plan-nktp-factories-1941.html /ru/documents/87-orders-and-reports/342-production-plan-nktp-factories-1941.html Завод Продукция Кол-во Годовой план 1. Заводы, непосредственно подчиненные наркому ЧТЗ Трактор "С-65" шт. 5200 Трактор "СГ-65" шт. 2800 Трактор "С-2" шт. 2000 Моторы тракторные шт. 2500 Танк "KB" шт. 200 152-мм снаряды тыс. шт. 108 Запчасти тракторные тыс. руб. 153800 СТЗ СТЗ-3 шт. 2500 СТЗ-5 шт. 5000 СТЗ-8 шт. 500 Моторы тракторные шт. 2000 Танк Т-34 шт. 900 152-мм снаряды тыс. шт. 100 Запчасти тракторные тыс. руб. 70000 ХТЗ Трактор газогенераторный шт. 7700 Трактор карбюраторный шт. 2200 Трактор пропашной шт. 100 Моторы тракторные шт. 2000 Моторы М-10 шт. 750 122-мм снаряды тыс. шт. 100 Взрыватели КТМ-1 тыс. шт. 600 Запчасти тракторные тыс. руб. 70100 Автозавод им. Сталина Автомобили грузовые ЗИС-5 шт. 38 100 Автомобили грузовые ЗИС-6 шт. 4000 Автомобили газогенераторные ЗИС-21А шт. 12000 Автомобили грузовые ЗИС-32 шт. 500 Автомобили грузовые ЗИС-34 шт. 2000 Автобусы ЗИС-16 шт. 2000 Автомобили ЗИС-10-11-12 шт. 1800 Автомобили ЗИС-22 шт. 700 Автомобили легковые ЗИС-10 1 шт. 1000 Моторы шт. 9300 Запчасти автомобильные тыс.руб. 130000 Взрыватель ГВМЗ тыс. шт. 350 Взрыватель М-1 тыс. шт. 2000 Автозавод им. Молотова Автомобили и шасси ГАЗ-АА шт. 28500 Автомобили и шасси ГАЗ-42 шт. 28000 Автомобили и шасси ГАЗ-ААА шт. 9000 Автобусы М-3, М-55, М-193 шт. 2500 Автомобили легковые М-1 и М-11 шт. 3000 Автомобили пикап шт. 2000 Моторы автомобильные и комбайновые шт. 19200 Запчасти автомобильные тыс.руб. 815000 Корпуса снарядов 45 мм. бр. Тыс. шт. 200 Взрыватели тыс. шт. 4000 Моторы 6 цил. М-202 шт. 850 Моторы 4 цил. М-2 шт. 1000 Ярославский автомобильный завод Автомобили ЯГ-6 шт. 1150 Автомобили ЯС-3 шт. 1100 Троллейбусы ЯТБ-4а шт. 150 Снаряд 45 мм. оск. фуг. Тыс. шт. 170 Запчасти для автомобилей тыс.руб. 13000 Завод № 75 Дизель-мотор В-2 шт. 5750 Запчасти В-2 тыс.руб. 14000 1-й ГПЗ Шарикороликоподшипники млн. шт. 45,8 Свободные детали млн.руб. 10,0 Взрыватели АМ-А тыс. шт. 2900,0 Взрыватели МП тыс. шт. 1750,0 2-й ГПЗ Шарикоподшипники млн. шт. 4,0 Свободные детали млн. руб. 1,7 2. Главспецмаш Завод № 183 Танк Т-34 шт. 1600 Трактор "Ворошиловец" шт. 700 Паровозы шт. 350 Запчасти БТ-2-5-7 россыпью тыс.руб. 15000 Запчасти Т-34 тыс.руб. 15000 Запчасти трактора "КИН" тыс. руб. 6850 Запчасти тракт. "Ворошиловец" тыс.руб. 7500 Завод № 174 Танк Т-50 шт. 550 Мотор Т-26 шт. 1016 Коробка передач Т-26 шт. 510 Коробка передач Т-50 шт. 50 Запчасти Т-26 тыс. руб. 35000 Запчасти Т-50 тыс.руб. 2000

Источники: Составлено на основе "Записки замнаркомсредмаш Акопова начальнику МПО КО СНК Сафонову" от 24.01.1941, №333/ко

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Приказы, отчеты Fri, 25 Sep 2009 13:32:18 +0000
О недопущении отхода войск с занимаемых позиций /ru/documents/87-orders-and-reports/337-retreatment-1941.html /ru/documents/87-orders-and-reports/337-retreatment-1941.html

Приказ командующего войсками Западного фронта военным советам армий о недопущении отхода войск с занимаемых позиций и ответственности командиров соединений и частей за выполнение боевых задач

№ 057/оп

ВОЕННЫМ СОВЕТАМ 30, 16, 33, 49, 50 А, 2 кк

Борьба за подступы к Москве за последние шесть дней приняла решающий характер. Противник шесть дней напрягает последние усилия, собрав резервы, ведет наступление на фронте 30, 16, 5 и 50 армий. Опыт борьбы шести дней показывает, что войска понимают решающее значение происходящих ожесточенных сражений. Об этом говорит героическое сопротивление, переходящее в ожесточенные контратаки доблестно дерущихся 50, 53 кавалерийских дивизий, 8 гвардейской, 413 стрелковых дивизий и первой гвардейской, 27-й, 28-й танковых бригад и других частей и соединений. Однако имели место факты нарушения отдельными командирами известного приказа о категорическом, под страхом немедленного расстрела, запрещении самовольного отхода с занимаемых позиций. Такой позорный факт допустили командиры и комиссары 17-й и 24-й кавалерийских дивизий.

Теперь, когда борьба за Москву вступила в решающую стадию, самовольное оставление позиций равносильно измене Родине.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Командиров и комиссаров 17, 24 кавалерийских дивизий арестовать и предать суду. Командарму 30 провести это в жизнь.

2. Предупредить всех командиров частей, соединений и всех подразделений о том, что в настоящих решающих сражениях они несут особо строгую ответственность за выполнение всех боевых приказов и боевых задач.

3. Всякое нарушение приказа о запрещении самовольного отхода и оставлении позиций будет беспощадно караться.

Этого требует от нас обстановка и важность исхода происходящих сражений. Настоящий приказ немедленно довести до сведения командиров и комиссаров всех подразделений, частей и соединений.

 

КОМАНДУЮЩИЙ ЗАПФРОНТОМ ГЕНЕРАЛ АРМИИ
ЖУКОВ

ЧЛЕН ВОЕНСОВЕТА ЗАПФРОНТА
БУЛГАНИН

21.11.41.

Источники: ЦАМО, ф. 208, оп. 2511, д. 24, л. 78-80. Подлинник.

]]>
1@11.ru (n/a) Приказы, отчеты Fri, 25 Sep 2009 07:21:58 +0000