Страница 2 из 3 Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1.Е1. (мод. 1921–1925 гг.). Изначально Т-12 создавался под 45-мм длинноствольную пушку или 57-мм гаубицу и 3-х установок спаренных пулеметов системы Федорова. Все его вооружение размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым. Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2. Для танка предусматривался восьмицилиндровый авиационный двигатель «Испано», мощностью до 200 л.с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась возможность его замены на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение места механика-водителя — справа от продольной оси машины. Максимальная скорость танка равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского. Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная — из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора. Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался «хвостом» — он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной до 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема составлял 40°. 11 июля 1930 года на испытания танка прибыл наркомвоенмор тов. Ворошилов, начальник УММ тов. Халепский и нач. техуправления УММ тов. Бокис. Танк на испытаниях вел себя достойно. На твердом грунте он легко достигал скорости 26 км/ч, преодолевал окопы шириной до 2 м. На эти испытания танк вышел с пулеметом Кольта в шаровой установке Шпагина (отечественный ДТ еще не был готов). При стрельбе из пулемета отмечалась хорошая меткость (60% пуль попало в цель). Однако были отмечены и недостатки: слетала гусеница, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорость, а после расходования 90 литров бензина он почему-то прекращал поступать к двигателю, хотя в баках еще оставалось примерно 130 литров. Но в целом танк признали соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков. Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С. Н. Махонин и начальник КБ И. Н. Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12. 27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12. Первый день испытаний (24 июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк вел себя почти так же как и Т-12. Через три дня было назначено испытание 45-мм пушки Соколова, которую вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП. 26 июля 1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в 10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. В донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову этот случай описывается так: «...тов. Владимиров остановил танк, помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатным огнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение, полностью потушил огонь песком и собственной одеждой...» Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня с вооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие тоже вышло из строя. Кстати 45-мм пушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера, до освоения 45-мм «системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП образца 1925 г.», утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 № 693, оказалась очень неудачной для танка, и потому оно практически не производилось (есть предположение, что было выпущено всего два 45-мм танковых орудия Соколова). Пушка же системы ОАТ осваивалась заводом № 8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячентов. Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказ на ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенные в ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3.
|