Бронетехника Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/tank-development/32.html Sun, 05 Jun 2011 23:37:41 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru ТТХ экспериментальных и единичных машин /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/381-experimental-afv-specs.html /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/381-experimental-afv-specs.html Обозначение Название Масса, кг Экипаж Габариты, м Клиренс, м Вооружение Боезапас Скорость Препятствия Уд. давл. на грунт, кг/см2 Запас хода, км Двигатель Радио Переговорное устр-во Шоссе, км/ч Вне дорог1, км/ч подъем, град. крен, град. траншея, м верт. стенка, м брод, м индекс тип число цилиндров мощность, л.с. ППГ легкая танкетка 1 730 2 2,5x1,72x0,86 0,3 2 x 7,62-мм ДТ 1575 18 ? 35° ? 1 0,4 ? ? ? ПМЗ бензиновый 2 16 нет нет Т-19 основной танк 8 050 3 4,5х2,2х2,3 0,33 1 х 37-мм Гочкиса или 37-мм ПС-1,
2 x 7,62-мм ДТ 37-мм: 98,
7,62-мм: 3500 27 ? 45° ? 2 0,62 1,2 0,362 192 - бензиновый 6 100 нет нет Т-20 легкий танк 5 800 2 4,5х2,2х1,8 0,31 1 х 37-мм Гочкиса или 37-мм ПС-1,
1 x 7,62-мм ДТ 37-мм: 160,
7,62-мм: ? 22,8 ? ? ? 1,7 0,59 1 0,383 180 Специальный танковый А.Микулина бензиновый 4 57 нет нет A-20 средний колесно-гусеничный танк 17 800 4 5,76x2,65x2,35 0,41 45-мм орудие обр.1932,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 45-мм: 152,
7,62-мм: 2709 74,7 39 40° 34° 3,5 1,2 1,4 0,618 400 В-2 дизельный 12 450 71-TK-3 ТПУ-2 A-32 средний колесно-гусеничный танк 19 100 4 5,76x2,73x2,35 0,4 45-мм орудие обр.1932,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 45-мм: 72,
7,62-мм: 1638 74,7 32 ? ? ? ? ? ? ? В-2 дизельный 12 450 ? ? T-43 средний танк 30 500 4 5,92x3x2,4 0,45 76,2-мм Ф-34 орудие,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 76,2-мм: 98,
7,62-мм: 2770 48 20 ? ? ? ? ? ? 320 В-2-34 дизельный 12 500 ? ? СМК тяжелый танк 55 000 7 8,75x3,4x3,25 0,5 7,62-мм Л-10 орудие,
45-мм орудие обр.1932,
2 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ ворош.,
1 x 7,62-мм ДТ зен. 76,2-мм: 113,
45-мм: 300,
7,62-мм: 5733 35,5 15,5 37° 30° 4 1,1 1,7 0,66 230 AM-34 бензиновый 12 850 71-TK-3 ТПУ-6а T-100 тяжелый танк 58 000 8 8,49x3,4x3,43 0,525 76,2-мм Л-10 орудие,
45-мм орудие обр.1932,
2 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой 76,2-мм: 120,
45-мм: 393,
7,62-мм: 4284 35,7 14 42° 25° 4 1,3 1,25 0,68 120 ГАМ-34 бензиновый 12 850 71-TK-3 ТПУ-6 КВ-1 обр.1939 тяжелый танк 44 000 4 7,02x3,34x2,67 0,42 76,2-мм L-11 орудие,
1 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой,
1 x 7,62-мм ДТ ворош. 76,2-мм: 116,
7,62-мм: 2583 32 10,2 36° 30° 2,7 1,2 2 0,79 180 В-2 дизельный 12 500 71-TK ТП-2-4 КВ-2 обр.1940 тяжелый штурмовой танк 54 000 6 7,02x3,34x3,45 0,395 152,4-мм M-10T орудие,
1 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой,
1 x 7,62-мм ДТ ворош. 152,4-мм: 36,
7,62-мм: 3402 32 10,2 36° 30° 2,7 1,2 2 0,85 145 В-2 дизельный 12 500 71-TK ТПУ-2 СУ-14Бр2 тяжелое самоходное орудие 50 000 7 10x3,37x3,56 0,45 152,4-мм Бр-2 гаубица,
4 x 7,62-мм ДТ 152,4-мм: 88,
7,62-мм: 2835 15 10-12 30° 20° 3,8 0,9 1,5 0,73 100 M-17Ф бензиновый 12 700 71-TK-3 ТПУ-3 СУ-100Y тяжелое самоходное орудие 64 000 6 10,9x3,4x3,29 0,455 130-мм 1-Б-13 орудие,
3 x 7,62-мм ДТ 130-мм: 30,
7,62-мм: 1800 32 12 42° 25° 4 1,3 1,25 0,75 120 ГАМ-34-БС бензиновый 12 890 71-TK-3 ТПУ-6 СУ-101 самоходная артустановка 34 000 4 6,1x3x2,1 0,4 1 x 100мм (Д-10С),
1 х 12,7мм ДШК зенитный
1 x 7,62мм ДТ спареный ? 50 25 35° 25° 2,5 0,73 1,3 0,85 350 В-2-34 дизельный 12 500 9РМ или
9РС ТПУ-3БисФ ТГ мощный средний танк 25 000 5 6,5x2,81x3,04 0,5 1 x 37-мм ГС,
1 х 76-мм ПС-3
3 х 7,62-мм Максим
2 x 7,62мм ДТ 37-мм: 80
76-мм: 50
7.62-мм: 7000 35 25 35-40° ? 3 1 1,2 0,5 250 М-6 бензиновый 8 500 нет нет

СОКРАЩЕНИЯ:
спаренный - пулемет спаренный с орудием;
курсовой - курсовой (или лобовой) пулемет;
ворош. - "ворошиловский", т.е. пулемет заднего расположения;
зен. - зенитный пулемет.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1 среднестатистическая скорость.

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Thu, 05 Nov 2009 21:17:14 +0000
НИ-1 "На испуг" /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/365-ni1-na-ispug.html /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/365-ni1-na-ispug.html В дни героической обороны Одессы (5 августа - 16 октября 1941г.) защитники города остро нуждались в танках, а имели лишь несколько десятков легких БТ-5, БТ-7, Т-26, малых Т-37. Многократно ремонтированные, они перебрасывались с одного участка обороны на другой. Тогда и родилась идея постройки "суррогата" на базе трактора СТЗ-НАТИ...

]]>
1@11.ru (Семен Федосеев) Экспериментальные машины Thu, 22 Oct 2009 18:25:57 +0000
Мощный средний танк ТГ /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/100-tank-grotte.html /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/100-tank-grotte.html Создание мощного среднего танка, как альтернативы маневренному Т-24, началось в 1930 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гроте, который прибыл в СССР по приглашению членов комиссии, посетившей Германию в конце 1929 - начале 1930 гг. По прибытии в СССР Э.Гроте приступил к работе в конструкторском бюро авиамоторного отдела АВО-5 завода "Большевик", на котором в том же 1930 году было организовано изготовление опытного образца танка ТГ (Танк Гроте).

Мощный средний танк ТГ должен был иметь следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): боевая масса 20 т, максимальная скорость движения 40 км/ч, средняя скорость - 25 км/ч, броня 15, 20 и 30 мм, вооружение: 1 - 76-мм пушка, 1 - 37-мм пушка, 4-5 пулеметов, двигатель воздушного охлаждения мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). На танке предполагалось установить специальный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Э.Гроте. ОГПУ и НКВМ было предложено форсировать работу по изготовлению и испытанию танка ТГ, считая эту работу важнейшей задачей в области изготовления опытных образцов танков на 1931 год. Предполагалось для освоения производства машины в 1931 году изготовить первую серию в количестве 50-75 танков, а до окончания изготовления и испытания опытного образца ТГ допустить к производству танк Т-24. Серийное производство танков ТГ планировалось организовать на ХПЗ после изготовления 80 танков Т-24 и снятия его с производства. То есть, Т-24 рассматривался как временная мера. Всего к 1932 году планировалось выпустить 2000 танков ТГ.

В конце 1930 года в Англии побывал начальник КБ №3 ВОАО С.А.Гинзбург, который на фирме "Виккерс" в разговоре с английскими конструкторами узнал о новом английском 16-тонном танке А6 (Mk-III). В ходе беседы с ними он уточнил его основные технические характеристики и конструктивные особенности компоновки. Приехав в СССР, С.А.Гинзбург представил подробный отчет о конструкции новой машины, которая заинтересовала командование РККА, тем более, что английский танк наиболее полно отвечал требованиям принятой "Системы Танко-Тракторо-Авто-Броне-Вооружения РККА" и по своим боевым характеристикам и конструкции выгодно отличался от танка ТГ.

Тем временем на заводе "Большевик" продолжались работы по постройке опытного образца ТГ. Постановлением Комиссии Обороны (КО) от 9.02.1931 г. №2 был установлен следующий порядок постройки этой машины. Общее административное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), начальником бюро был назначен К.К.Сиркен, зам. начальника бюро по производственной части - Н.В.Барыков, зам. начальника бюро по конструкторской части - военный представитель УММ на заводе А.Воробьев. Опытный образец танка ТГ был изготовлен заводом летом 1931 года. Особенностями конструкции и компоновки танка являлись трехъярусное размещение вооружения, удлиненный до 7,5 метров броневой корпус, смещенная к корме башня, высокая подбашенная коробка, экранированная ходовая часть с высоким гусеничным обводом, наличие смотровой башенки со стробоскопом, пневматические приводы управления агрегатами трансмиссии.

Танк был вооружен 76,2-мм пушкой конструкции Гроте-Сячентова с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором, а также тремя 7,62-мм пулеметами Максим в шаровых установках. Указанное вооружение размещалось в подбашенной коробке и составляло второй ярус вооружения. Углы наведения пушки по горизонту составляли ±10° и по вертикали от -8° до +12°. Первый ярус вооружения составляли два пулемета ДТ, размещенные в шаровых установках в бортовых листах корпуса в отделении управления и имевшие ограниченные углы наведения.

Третий ярус вооружения включал в себя 37-мм пушку ПС-1 конструкции П.Н.Сячентова, размещенную во вращающейся башне на подбашенной коробке. Стрельба из пушки была возможна как по наземным, так и по низколетящим воздушным целям, поскольку углы вертикального наведения составляли от -12° до +30°. В боекомплект танка входили 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстрелов к 37-мм пушке и 7000 патронов к пулеметам.

Сложнее всего выбирать подарки на свадьбу, потому что с одной стороны надо подарить что-то очень хорошее, с другой - полезное, а с третьей - в собственный бюджет уложиться.


Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя, командира (он же наводчик 37-мм пушки), пулеметчика, наводчика и заряжающего 76,2-мм пушки. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка - стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипажа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.

Противопульная броневая защита была выполнена из броневых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 миллиметров, соединенных между собой при помощи сварки. В кормовой части корпуса машины продольно устанавливался карбюраторный двигатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (184 кВт), поскольку оригинальный двигатель конструкции Э.Гроте к началу испытаний так и не был изготовлен. Трансмиссия включала многодисковый главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатую механическую коробку передач с шестернями шевронного зацепления и механизмом полного реверса, два бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора, размещенных внутри ведущих колес.

Подвеска танка - индивидуальная, пружинная. В состав гусеничного движителя входили направляющие колеса, десять опорных катков большого диаметра с шинами типа "Эластик", шесть поддерживающих катков (четыре среднего диаметра с наружной амортизацией и два малого диаметра), ведущие колеса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусеницами по типу цепи Галля. Все опорные катки имели остановочные тормоза, предназначенные для экстренной остановки танка при обрыве и спадании гусеницы.

Танк массой 25 тонн развивал максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч и имел запас хода при движении по грунтовым дорогам до 150 км.

С 27 июня по 1 октября 1931 года танк ТГ прошел ходовые испытания, во время которых показал низкую надежность работы трансмиссии, ходовой части и приводов управления. По результатам испытаний в октябре 1931 года была создана специальная комиссия в составе представителей УММ и ВОАО для более детального изучения танка ТГ. По завершении своей работы комиссия приняла решение считать танк чисто экспериментальной машиной, на которой должны быть испытаны все новейшие узлы и механизмы. Все выявленные в ходе испытаний недостатки должны были быть устранены, однако, несмотря на устранение выявленных недостатков, танк не будет принят для серийного производства. Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято решение отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 года Э.Гроте было предложено покинуть СССР. Тем не менее, в ходе работ по танку ТГ отечественными конструкторами был приобретен богатый опыт по конструированию машин такого класса.

Источники: М.Павлов, И.Павлов, И.Желтов "Советские средние танки довоенного периода", Армада №7, 2000;
М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА", Фронтовая иллюстрация №5, 2000

{phocagallery view=category|categoryid=47|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=8|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 19:02:24 +0000
Средний танк Т-43 /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/94-t43.html /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/94-t43.html {phocagallery view=category|categoryid=40|imagerandom=0|detail=5|limitstart=7|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Уже к середине войны было ясно, что Красной Армии требуется новый средний танк. Проектирование такого танка, получившего название Т-43, завершили к июню 1943 года. Главное требование военных, обеспечить максимум защиты при минимальном увеличении массы, было выполнено. Его корпус, унаследовавший конфигурацию Т-34, уже имел круговое 75-мм бронирование.

Толщину лобовой части башни, в которой была установлена 76,2-мм танковая пушка Ф-34, довели до 90 мм (против 45 мм у Т-34). А вот длину моторно-трансмиссионного отделения сократить не удалось, в результате чего боевое отделение получилось меньше.

Поэтому, чтобы обеспечить экипажу необходимое внутреннее пространство, конструкторы применили торсионную подвеску, более компактную, чем свечная с вертикальными пружинами, как на танках БТ и Т-34.

Превосходя Т-34 по бронезащите и не уступая по вооружению тяжелому танку КВ-1 и КВ-1с, средний танк Т-43 однако, приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что отрицательно сказалось на проходимости и запасе хода.

Но хуже всего было то, что его конструкция вышла предельной, исключающей дальнейшую модернизацию. И когда серийную "тридцатьчетверку" оснастили 85-мм пушкой, нужда в Т-43 временно отпала, хотя именно башня от Т-43 с небольшими изменениями была использована для танка Т-34-85, поэтому опыт работы над ним не пропал даром. К тому же испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км. наглядно доказал правильность выбора для среднего танка торсионной подвески и бесперспективность поэтапного изменения традиционной компоновки. Стало ясно, что нужна принципиально иная машина. Именно ее и начали проектировать в КБ Морозова.

Источники: С.Грянкин "Т-44", историческая серия "Танкомастера"
"Soviet tanks in combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44", Concord publications company

Для того, чтобы не ошибиться при инвестировании или купле-продаже предприятия или компании, следует провести оценку бизнеса с целью определения стоимости пассивов и активов компании.

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 18:55:09 +0000
Легкий плавающий танк Т-41 /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/93-t41.html /ru/tank-development/32-experimental-vehicles/93-t41.html Работы по проектированию нового образца отечественного плавающего танка начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по танку Т-33. В докладе "О ходе работ по проектированию новых типов танков", направленном руководством УММ РККА в Совет труда и обороны СССР в апреле 1932 года, об этом сказано следующее:

"Танкетки. В валовом производстве находится Т-27. Ведутся работы по изготовлению опытных образцов танкетки с вооружением в башне. Первый образец, под шифром Т-41, изготавливаемый заводом ВАТО в Москве, будет готов в мае сего года. Другой образец, под шифром Т-37, изготавливаемый на машиностроительном заводе имени Ворошилова, будет выпущен в июне сего года. Оба танка будут обладать плавучестью и разница их состоит в том, что Т-41 имеет мотор Форд-АА, расположенный по осевой центральной линии машины, в то время как Т-37 имеет одностороннее расположение мотора по типу амфибии Карден-Лойд. В этом случае стандартный задний мост автомобиля Форд-АА изменяется."
(РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.42).

Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в начале июля 1932 года. Танк имел клепано-сварной корпус, собранный на металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток. Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в полукруглом вращающемся броневом щитке в лобовом листе башни. Для крепления пулемета в основании щитка имелся специальный хомут. Такая установка оказалась довольно громоздкой и сложной, а углы обстрела пулемета (без поворота башни) составляли всего 33 градуса по горизонту и 24 градуса по вертикали.

Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с. располагался продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по шоссе до 35 км/ч. Бензобак на 120 литров размещался слева в кормовой части корпуса. Подача горючего осуществлялась самотеком. Запас хода танка по шоссе составлял 150 км.

Трансмиссия состояла из обычного автомобильного сцепления от грузовика Форд-АА, главной передачи "фордовского" дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. Последний состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Причем конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя.

На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала 3-3,5 км/ч.

Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd, а гусеница - мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла 3,5 т.

После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали в Кубинку для прохождения испытаний, которые длились достаточно долго - с 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие длительные сроки были связаны с "длительными перерывами из-за ряда дефектов, поломок, произошедших при испытаниях, а также по другим обстоятельствам (отрыв работников, переброска машины на демонстрации и т.д.)" (РГАЭ, Ф.43014, Оп.1, Д.44, Л.4).

В заключении отчета об испытании танка Т-41 было сказано следующее:

"1. Машина Т-41, конструкции, представленной на испытания, имеет:
а). Большие поверхности обстрелу, расположение листов и швов, обеспечивающих большую вероятность попаданий пуль и разрушения брони;
б). Значительный боевой вес при недостаточной мощности мотора, снижающий тактические свойства танка;
в) Плохую проходимость, преодолеваемость препятствий и управляемость, как на суше, так и на воде;
г). Недостаточную конструктивную проработку ряда деталей (крепление рессор, отсутствие упорного подшипника гребного вала и др.);
2. Считать, что в данном виде машина как боевая использована быть не может. Направлению на войсковые испытания не подлежит"
(РГАЭ, Ф.43014, Оп.1, Д.44, Л.28)

Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов механика-водителя, привода гребного винта и самого винта, а также руля. Это позволило снизить массу танка до 2,95 тонн, но существенных улучшений боевых качеств добиться не удалось. В первой половине 1933 года было построено 12 танков Т-41 "с измененной конструкцией корпуса", которые именовались в документах как "Т-41 серийный".

7 ноября 1932 года танки Т-41 участвовали в военном параде на Красной площади, а затем были переданы в танковые части в качестве учебных машин. Некоторые из них эксплуатировались вплоть до 1939 года. Один серийный Т-41 летом 1945 года имелся в составе воздушно-десантных частей Московского военного округа. Эта машина использовалась для отработки вопросов доставки танков по воздуху посадочным способом. Данных о боевом применении танков Т-41 пока не обнаружено.

Источники: "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", Фронтовая Иллюстрация №3, 2003

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 18:54:06 +0000