БронетехникаБронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи.
Joomla! 1.5 - Open Source Content Management
Неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе2008-07-11T09:58:56Z2008-07-11T09:58:56Z/ru/tank-development/56-lend-lease/295-usa-list-of-lendlease-deliveries.htmlВалерий Потаповv_p@battlefield.ru<p class="plain">Неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе (кроме боевой техники и вооружения), случайно попавший в открытые источники и опубликованный в США в 1952 году.</p>
<p class="plain">Неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе (кроме боевой техники и вооружения), случайно попавший в открытые источники и опубликованный в США в 1952 году.</p>
Самоходная установка M10 Wolverine2005-09-24T19:30:58Z2005-09-24T19:30:58Z/ru/tank-development/56-lend-lease/161-m10-wolverine.htmlЕвгений Болдырев1@2.ru<p class="plain">Это первая п<span class="plain">ротивотанковая установка американской армии в США получившая обозначение "3 inch Gun Motor Carriage M10", а в британской армии получила также обозначение "Wolverine" ("Россомаха"). САУ была разработа с использованием шасси среднего танка Шерман. Производилась на заводах компаний <strong>"Дженерал моторс"</strong> и <strong>"Форд мотор"</strong>. С сентября 1942 по январь 1944 было выпущено 6706 машин двух модификаций:, <strong>M10 </strong>и <strong>М10А1</strong>. В СССР М10 поступили в середине 1943 года.</span><strong><br /></strong></p>
<p class="plain"><strong>М10</strong> - создана на шасси среднего танка <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/157-m4-general-sherman.html">М4А2 "Генерал Шерман"</a>. Машина имеет сварной корпус, несколько измененной формы. В открытой сверху вращающейся башне установлена 76-мм пушка, разработанная на базе зенитной. Всего изготовлено 4993 штук. Именно эта модификация поставлялась в СССР.<strong><br /></strong></p>
<p class="plain"><strong>M10A1</strong> - создана на шасси среднего танка <strong>М4А3 "Генерал Шерман"</strong>. Всего изготовлено 1713 штук. В СССР не поставлялась.<span class="plain"><br /></span></p>
<p class="plain"><span class="plain">В середине 1943 года СССР по</span>лучил 52 машины M10 в счет поставок по ленд-лизу. Дальнейшую судьбу этих машин пока не удалось проследить, однако известно, что в 1944 году из этих машин было сформировано и отправлено на фронт как минимум два полка.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>САУ М10</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>5</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>29 600</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>19-57</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 76,2мм M7<br /> 1 x 12,7мм "Браунинг" зенитный</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>76мм: 54 артвыстрелов<br /> 12,7мм: 1000 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>GMS 6046 G71, 6-цилиндровый дизель, 375 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>320</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>48</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=95|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p><p class="plain">Это первая п<span class="plain">ротивотанковая установка американской армии в США получившая обозначение "3 inch Gun Motor Carriage M10", а в британской армии получила также обозначение "Wolverine" ("Россомаха"). САУ была разработа с использованием шасси среднего танка Шерман. Производилась на заводах компаний <strong>"Дженерал моторс"</strong> и <strong>"Форд мотор"</strong>. С сентября 1942 по январь 1944 было выпущено 6706 машин двух модификаций:, <strong>M10 </strong>и <strong>М10А1</strong>. В СССР М10 поступили в середине 1943 года.</span><strong><br /></strong></p>
<p class="plain"><strong>М10</strong> - создана на шасси среднего танка <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/157-m4-general-sherman.html">М4А2 "Генерал Шерман"</a>. Машина имеет сварной корпус, несколько измененной формы. В открытой сверху вращающейся башне установлена 76-мм пушка, разработанная на базе зенитной. Всего изготовлено 4993 штук. Именно эта модификация поставлялась в СССР.<strong><br /></strong></p>
<p class="plain"><strong>M10A1</strong> - создана на шасси среднего танка <strong>М4А3 "Генерал Шерман"</strong>. Всего изготовлено 1713 штук. В СССР не поставлялась.<span class="plain"><br /></span></p>
<p class="plain"><span class="plain">В середине 1943 года СССР по</span>лучил 52 машины M10 в счет поставок по ленд-лизу. Дальнейшую судьбу этих машин пока не удалось проследить, однако известно, что в 1944 году из этих машин было сформировано и отправлено на фронт как минимум два полка.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>САУ М10</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>5</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>29 600</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>19-57</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 76,2мм M7<br /> 1 x 12,7мм "Браунинг" зенитный</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>76мм: 54 артвыстрелов<br /> 12,7мм: 1000 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>GMS 6046 G71, 6-цилиндровый дизель, 375 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>320</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>48</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=95|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p>Крейсерский танк Mk.III Valentine2005-09-24T19:30:23Z2005-09-24T19:30:23Z/ru/tank-development/56-lend-lease/160-valentine3.htmlЕвгений Болдырев1@2.ru<p class="plain"><strong>Мк. III "Валентайн"</strong> иногда справедливо называют на русский манер "Валентином": фирма "Виккерс-Армстронг" в инициативном порядке представила проект этого танка Военному министерству 14 февраля 1936 г., в день святого Валентина, - отсюда и название. По назначению он был пехотным, по массе (16 т) скорее относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость была такой же, как у <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/156-matilda2.html">"Матильды"</a>, что объяснялось менее мощным двигателем. На <strong>"Валентайне-I"</strong> устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели <strong>АЕС </strong>и <strong>GMC </strong>мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса - начиная с <strong>"Валентайна-VIII"</strong> вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на <strong>"Валентайн-XI"</strong> пушку калибром 75 мм.</p>
<p class="plain">Особенность этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Сборка корпуса выполнялась соединением отдельных узлов болтами и заклепками. Появление "Валентайна" положило конец дискуссии о возможности применения автомобильных агрегатов в танкостроении - он стал первой полноценной боевой машиной, в которой из них смонтировали моторно-трансмиссионную группу. В противоположность "Матильде" ходовая часть "Валентайна" не бронировалась.</p>
<p class="plain">Более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. До 1945 года англичане выпустили 6855 "Валентайнов" и специальных машин на их основе; в Канаде, с осени 1941 года до середины 1943 года, было изготовлено еще 1420 этих машин. Так "Валентайн" стал самым массовым британским танком.</p>
<p class="plain">В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов"; у последних вместо английского спаренного <strong>7,92-мм "Браунинг" М1914А1</strong>. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов "Валентайн" был самым популярным из британских танков - нам не привыкать к тесным боевым отделениям. Что же касается надежности и живучести, то сошлемся на пример из боевой практики. К началу Мелитопольской операции (24 октября 1943 г.) в трех бригадах 19-го танкового корпуса были 101 <a href="/ru/tank-development/27-medium-tanks/79-t34.html">T-34-76</a> и 63 "Валентайна". За 13 дней потери составили 78 "тридцатьчетверок" и 17 "англичан", причем и те, и другие использовались с одинаковой интенсивностью.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>Значение</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>16 750</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>10-65</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 40-мм<br /> 1 x 7,92 мм курсовой пулемет "Besa"<br /> 1 x 7,7 мм зенитный пулемет "Bren"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>40-мм: 61 выстрелов<br /> 7,92-мм: 3150 патронов<br /> 7,7-мм: 600 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>GMC model 6004, 6-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запасхода, км</td>
<td>150</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>32</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=96|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=18|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p><p class="plain"><strong>Мк. III "Валентайн"</strong> иногда справедливо называют на русский манер "Валентином": фирма "Виккерс-Армстронг" в инициативном порядке представила проект этого танка Военному министерству 14 февраля 1936 г., в день святого Валентина, - отсюда и название. По назначению он был пехотным, по массе (16 т) скорее относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость была такой же, как у <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/156-matilda2.html">"Матильды"</a>, что объяснялось менее мощным двигателем. На <strong>"Валентайне-I"</strong> устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели <strong>АЕС </strong>и <strong>GMC </strong>мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса - начиная с <strong>"Валентайна-VIII"</strong> вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на <strong>"Валентайн-XI"</strong> пушку калибром 75 мм.</p>
<p class="plain">Особенность этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Сборка корпуса выполнялась соединением отдельных узлов болтами и заклепками. Появление "Валентайна" положило конец дискуссии о возможности применения автомобильных агрегатов в танкостроении - он стал первой полноценной боевой машиной, в которой из них смонтировали моторно-трансмиссионную группу. В противоположность "Матильде" ходовая часть "Валентайна" не бронировалась.</p>
<p class="plain">Более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. До 1945 года англичане выпустили 6855 "Валентайнов" и специальных машин на их основе; в Канаде, с осени 1941 года до середины 1943 года, было изготовлено еще 1420 этих машин. Так "Валентайн" стал самым массовым британским танком.</p>
<p class="plain">В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов"; у последних вместо английского спаренного <strong>7,92-мм "Браунинг" М1914А1</strong>. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов "Валентайн" был самым популярным из британских танков - нам не привыкать к тесным боевым отделениям. Что же касается надежности и живучести, то сошлемся на пример из боевой практики. К началу Мелитопольской операции (24 октября 1943 г.) в трех бригадах 19-го танкового корпуса были 101 <a href="/ru/tank-development/27-medium-tanks/79-t34.html">T-34-76</a> и 63 "Валентайна". За 13 дней потери составили 78 "тридцатьчетверок" и 17 "англичан", причем и те, и другие использовались с одинаковой интенсивностью.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>Значение</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>16 750</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>10-65</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 40-мм<br /> 1 x 7,92 мм курсовой пулемет "Besa"<br /> 1 x 7,7 мм зенитный пулемет "Bren"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>40-мм: 61 выстрелов<br /> 7,92-мм: 3150 патронов<br /> 7,7-мм: 600 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>GMC model 6004, 6-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запасхода, км</td>
<td>150</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>32</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=96|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=18|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p>Десантный танк Mk.VII Tetrarch2005-09-24T19:29:49Z2005-09-24T19:29:49Z/ru/tank-development/56-lend-lease/159-tetrarch.htmlЕвгений Болдырев1@2.ru<p class="plain">В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий танк <strong>Мк.VII "Тетрарх"</strong>. Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане выпустили 171 штуку.</p>
<p class="plain">В начале 1942 года, по соглашению о "Ленд-Лизе", Англия поставила 20 "Тетрархов" Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность, проходимость и маневренность.</p>
<p class="plain">Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и, в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными, так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а двигатель при движении вне дорог перегревался.</p>
<p class="plain">Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность "Тетрарха" оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими как БТ и <strong>Т-70</strong>. При этом "Тетрарх" имел меньшую массу.</p>
<p class="plain">Летом 1942 года часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ.</p>
<p class="plain">19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве 15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний "Тетрарх" сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле.</p>
<p class="adv02">Кстати, чтобы самостоятельно читать англоязычные документы всем рекомендую окончить <a href="http://hollywoodvocabulary.com/">курсы английского языка</a>, и тогда вам станет доступным огромный новый пласт документальной истории!</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>Значение</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>7 620</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина, м</td>
<td>4,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Ширина, м</td>
<td>2,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Высота, м</td>
<td>2,1</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>4-16</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 2 pdr,<br /> 1 x 7,92 пулемет "Besa"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>2 pdr: 50 выстрелов<br /> 7,92: 2025 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>"Meadows" MAT, 12-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>224</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>64</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источники:</strong> "Танкомастер" №4, 1999</p>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=94|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p><p class="plain">В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий танк <strong>Мк.VII "Тетрарх"</strong>. Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане выпустили 171 штуку.</p>
<p class="plain">В начале 1942 года, по соглашению о "Ленд-Лизе", Англия поставила 20 "Тетрархов" Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность, проходимость и маневренность.</p>
<p class="plain">Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и, в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными, так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а двигатель при движении вне дорог перегревался.</p>
<p class="plain">Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность "Тетрарха" оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими как БТ и <strong>Т-70</strong>. При этом "Тетрарх" имел меньшую массу.</p>
<p class="plain">Летом 1942 года часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ.</p>
<p class="plain">19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве 15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний "Тетрарх" сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле.</p>
<p class="adv02">Кстати, чтобы самостоятельно читать англоязычные документы всем рекомендую окончить <a href="http://hollywoodvocabulary.com/">курсы английского языка</a>, и тогда вам станет доступным огромный новый пласт документальной истории!</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>Значение</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел</td>
<td>3</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>7 620</td>
</tr>
<tr>
<td>Длина, м</td>
<td>4,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Ширина, м</td>
<td>2,3</td>
</tr>
<tr>
<td>Высота, м</td>
<td>2,1</td>
</tr>
<tr>
<td>Бронирование, мм</td>
<td>4-16</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>1 x 2 pdr,<br /> 1 x 7,92 пулемет "Besa"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>2 pdr: 50 выстрелов<br /> 7,92: 2025 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>"Meadows" MAT, 12-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>224</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>64</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="source"><strong>Источники:</strong> "Танкомастер" №4, 1999</p>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=94|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p>Легкий танк M3 General Stuart2005-09-24T19:29:12Z2005-09-24T19:29:12Z/ru/tank-development/56-lend-lease/158-m3-general-stuart.htmlЕвгений Болдырев1@2.ru<p class="plain">Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий <strong>МЗ "Генерал Стюарт"</strong> и средний <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/155-m3-general-lee.html">МЗ "Генерал Ли"</a>, в советских документах и боевых донесениях именуемые соответственно <strong>МЗл </strong>и <strong>МЗс</strong>, где буква "л" означает "легкий", а "с" - "средний".</p>
<p class="plain">МЗл заслуженно считается одним из самых удачных легких танков Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, поскольку "Стюарт" позволял им постоянно "висеть на хвосте" преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными - семицилиндровый двигатель <strong>"Континенталь"</strong> мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч.</p>
<p class="plain">Подвижность танка и работоспособность его ходовой части советские инженеры находили просто изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 года оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее танк производился до 1943 г., пока его не сменил более технически совершенный <strong>М5</strong>, обладавший, впрочем, как достоинствами, так и недостатками предшественника.</p>
<p class="plain">В 1942-1943 годах по программе ленд-лиза Красная Армия получила 1665 танков <strong>МЗА1</strong>, которые если не превосходили, то никак не уступали советским аналогам: <a href="/ru/tank-development/26-light-tanks/97-t60.html">Т-60</a> и <strong>Т-70</strong>. Тем не менее, эксплуатация танка в Красной Армии выявила существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор "Стюарта" требовал исключительно высокооктановый авиационный, а если его снабжали обычным для машин Красной Армии топливом, то он быстро выходил из строя.</p>
<p class="plain">МЗл воевал в Африке, в Бирме на островах Тихого океана в Европе, и стал самым популярным и массовым легким разведывательным американским танком Второй мировой войны - заводы сдали 13 859 машин трех модификаций, в том числе 711 штук с дизелем <strong>"Гиберсон"</strong>.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>М3А1</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел.</td>
<td>4</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>12 940</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>37-мм пушка M6,<br /> 3x7,62 пулемета "Browning"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>37-мм - 116 выстрелов,<br /> 7,62-мм - 6400 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>W670-9A "Continental" бензиновый, 250 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>58</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>113</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=91|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=11|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p><p class="plain">Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий <strong>МЗ "Генерал Стюарт"</strong> и средний <a href="/ru/tank-development/56-lend-lease/155-m3-general-lee.html">МЗ "Генерал Ли"</a>, в советских документах и боевых донесениях именуемые соответственно <strong>МЗл </strong>и <strong>МЗс</strong>, где буква "л" означает "легкий", а "с" - "средний".</p>
<p class="plain">МЗл заслуженно считается одним из самых удачных легких танков Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, поскольку "Стюарт" позволял им постоянно "висеть на хвосте" преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными - семицилиндровый двигатель <strong>"Континенталь"</strong> мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч.</p>
<p class="plain">Подвижность танка и работоспособность его ходовой части советские инженеры находили просто изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 года оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее танк производился до 1943 г., пока его не сменил более технически совершенный <strong>М5</strong>, обладавший, впрочем, как достоинствами, так и недостатками предшественника.</p>
<p class="plain">В 1942-1943 годах по программе ленд-лиза Красная Армия получила 1665 танков <strong>МЗА1</strong>, которые если не превосходили, то никак не уступали советским аналогам: <a href="/ru/tank-development/26-light-tanks/97-t60.html">Т-60</a> и <strong>Т-70</strong>. Тем не менее, эксплуатация танка в Красной Армии выявила существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор "Стюарта" требовал исключительно высокооктановый авиационный, а если его снабжали обычным для машин Красной Армии топливом, то он быстро выходил из строя.</p>
<p class="plain">МЗл воевал в Африке, в Бирме на островах Тихого океана в Европе, и стал самым популярным и массовым легким разведывательным американским танком Второй мировой войны - заводы сдали 13 859 машин трех модификаций, в том числе 711 штук с дизелем <strong>"Гиберсон"</strong>.</p>
<table class="ttx" border="0" cellspacing="0">
<tbody>
<tr>
<th>Параметр</th> <th>М3А1</th>
</tr>
<tr>
<td>Экипаж, чел.</td>
<td>4</td>
</tr>
<tr>
<td>Масса, кг</td>
<td>12 940</td>
</tr>
<tr>
<td>Вооружение</td>
<td>37-мм пушка M6,<br /> 3x7,62 пулемета "Browning"</td>
</tr>
<tr>
<td>Боезапас</td>
<td>37-мм - 116 выстрелов,<br /> 7,62-мм - 6400 патронов</td>
</tr>
<tr>
<td>Двигатель</td>
<td>W670-9A "Continental" бензиновый, 250 л.с.</td>
</tr>
<tr>
<td>Макс. скорость, км/ч</td>
<td>58</td>
</tr>
<tr>
<td>Запас хода, км</td>
<td>113</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p>{phocagallery view=category|categoryid=91|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=11|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</p>