Бронетехника Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/tank-development/56.html Sun, 05 Jun 2011 23:29:06 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе /ru/tank-development/56-lend-lease/295-usa-list-of-lendlease-deliveries.html /ru/tank-development/56-lend-lease/295-usa-list-of-lendlease-deliveries.html Неполный список поставок из США в СССР по договору о ленд-лизе (кроме боевой техники и вооружения), случайно попавший в открытые источники и опубликованный в США в 1952 году.

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Техника по ленд-лизу Fri, 11 Jul 2008 09:58:56 +0000
Самоходная установка M10 Wolverine /ru/tank-development/56-lend-lease/161-m10-wolverine.html /ru/tank-development/56-lend-lease/161-m10-wolverine.html Это первая противотанковая установка американской армии в США получившая обозначение "3 inch Gun Motor Carriage M10", а в британской армии получила также обозначение "Wolverine" ("Россомаха"). САУ была разработа с использованием шасси среднего танка Шерман. Производилась на заводах компаний "Дженерал моторс" и "Форд мотор". С сентября 1942 по январь 1944 было выпущено 6706 машин двух модификаций:, M10 и М10А1. В СССР М10 поступили в середине 1943 года.

М10 - создана на шасси среднего танка М4А2 "Генерал Шерман". Машина имеет сварной корпус, несколько измененной формы. В открытой сверху вращающейся башне установлена 76-мм пушка, разработанная на базе зенитной. Всего изготовлено 4993 штук. Именно эта модификация поставлялась в СССР.

M10A1 - создана на шасси среднего танка М4А3 "Генерал Шерман". Всего изготовлено 1713 штук. В СССР не поставлялась.

В середине 1943 года СССР получил 52 машины M10 в счет поставок по ленд-лизу. Дальнейшую судьбу этих машин пока не удалось проследить, однако известно, что в 1944 году из этих машин было сформировано и отправлено на фронт как минимум два полка.

Параметр САУ М10
Экипаж, чел 5
Масса, кг 29 600
Бронирование, мм 19-57
Вооружение 1 x 76,2мм M7
1 x 12,7мм "Браунинг" зенитный
Боезапас 76мм: 54 артвыстрелов
12,7мм: 1000 патронов
Двигатель GMS 6046 G71, 6-цилиндровый дизель, 375 л.с.
Запас хода, км 320
Макс. скорость, км/ч 48

{phocagallery view=category|categoryid=95|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Техника по ленд-лизу Sat, 24 Sep 2005 19:30:58 +0000
Крейсерский танк Mk.III Valentine /ru/tank-development/56-lend-lease/160-valentine3.html /ru/tank-development/56-lend-lease/160-valentine3.html Мк. III "Валентайн" иногда справедливо называют на русский манер "Валентином": фирма "Виккерс-Армстронг" в инициативном порядке представила проект этого танка Военному министерству 14 февраля 1936 г., в день святого Валентина, - отсюда и название. По назначению он был пехотным, по массе (16 т) скорее относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость была такой же, как у "Матильды", что объяснялось менее мощным двигателем. На "Валентайне-I" устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса - начиная с "Валентайна-VIII" вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на "Валентайн-XI" пушку калибром 75 мм.

Особенность этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Сборка корпуса выполнялась соединением отдельных узлов болтами и заклепками. Появление "Валентайна" положило конец дискуссии о возможности применения автомобильных агрегатов в танкостроении - он стал первой полноценной боевой машиной, в которой из них смонтировали моторно-трансмиссионную группу. В противоположность "Матильде" ходовая часть "Валентайна" не бронировалась.

Более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. До 1945 года англичане выпустили 6855 "Валентайнов" и специальных машин на их основе; в Канаде, с осени 1941 года до середины 1943 года, было изготовлено еще 1420 этих машин. Так "Валентайн" стал самым массовым британским танком.

В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов"; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм "Браунинг" М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов "Валентайн" был самым популярным из британских танков - нам не привыкать к тесным боевым отделениям. Что же касается надежности и живучести, то сошлемся на пример из боевой практики. К началу Мелитопольской операции (24 октября 1943 г.) в трех бригадах 19-го танкового корпуса были 101 T-34-76 и 63 "Валентайна". За 13 дней потери составили 78 "тридцатьчетверок" и 17 "англичан", причем и те, и другие использовались с одинаковой интенсивностью.

Параметр Значение
Экипаж, чел 3
Масса, кг 16 750
Бронирование, мм 10-65
Вооружение 1 x 40-мм
1 x 7,92 мм курсовой пулемет "Besa"
1 x 7,7 мм зенитный пулемет "Bren"
Боезапас 40-мм: 61 выстрелов
7,92-мм: 3150 патронов
7,7-мм: 600 патронов
Двигатель GMC model 6004, 6-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.
Запасхода, км 150
Макс. скорость, км/ч 32

{phocagallery view=category|categoryid=96|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=18|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Техника по ленд-лизу Sat, 24 Sep 2005 19:30:23 +0000
Десантный танк Mk.VII Tetrarch /ru/tank-development/56-lend-lease/159-tetrarch.html /ru/tank-development/56-lend-lease/159-tetrarch.html В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий танк Мк.VII "Тетрарх". Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане выпустили 171 штуку.

В начале 1942 года, по соглашению о "Ленд-Лизе", Англия поставила 20 "Тетрархов" Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность, проходимость и маневренность.

Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и, в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными, так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а двигатель при движении вне дорог перегревался.

Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность "Тетрарха" оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими как БТ и Т-70. При этом "Тетрарх" имел меньшую массу.

Летом 1942 года часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ.

19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве 15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний "Тетрарх" сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле.

Кстати, чтобы самостоятельно читать англоязычные документы всем рекомендую окончить курсы английского языка, и тогда вам станет доступным огромный новый пласт документальной истории!

Параметр Значение
Экипаж, чел 3
Масса, кг 7 620
Длина, м 4,3
Ширина, м 2,3
Высота, м 2,1
Бронирование, мм 4-16
Вооружение 1 x 2 pdr,
1 x 7,92 пулемет "Besa"
Боезапас 2 pdr: 50 выстрелов
7,92: 2025 патронов
Двигатель "Meadows" MAT, 12-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.
Запас хода, км 224
Макс. скорость, км/ч 64

Источники: "Танкомастер" №4, 1999

{phocagallery view=category|categoryid=94|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Техника по ленд-лизу Sat, 24 Sep 2005 19:29:49 +0000
Легкий танк M3 General Stuart /ru/tank-development/56-lend-lease/158-m3-general-stuart.html /ru/tank-development/56-lend-lease/158-m3-general-stuart.html Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий МЗ "Генерал Стюарт" и средний МЗ "Генерал Ли", в советских документах и боевых донесениях именуемые соответственно МЗл и МЗс, где буква "л" означает "легкий", а "с" - "средний".

МЗл заслуженно считается одним из самых удачных легких танков Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, поскольку "Стюарт" позволял им постоянно "висеть на хвосте" преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными - семицилиндровый двигатель "Континенталь" мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч.

Подвижность танка и работоспособность его ходовой части советские инженеры находили просто изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 года оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее танк производился до 1943 г., пока его не сменил более технически совершенный М5, обладавший, впрочем, как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942-1943 годах по программе ленд-лиза Красная Армия получила 1665 танков МЗА1, которые если не превосходили, то никак не уступали советским аналогам: Т-60 и Т-70. Тем не менее, эксплуатация танка в Красной Армии выявила существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор "Стюарта" требовал исключительно высокооктановый авиационный, а если его снабжали обычным для машин Красной Армии топливом, то он быстро выходил из строя.

МЗл воевал в Африке, в Бирме на островах Тихого океана в Европе, и стал самым популярным и массовым легким разведывательным американским танком Второй мировой войны - заводы сдали 13 859 машин трех модификаций, в том числе 711 штук с дизелем "Гиберсон".

Параметр М3А1
Экипаж, чел. 4
Масса, кг 12 940
Вооружение 37-мм пушка M6,
3x7,62 пулемета "Browning"
Боезапас 37-мм - 116 выстрелов,
7,62-мм - 6400 патронов
Двигатель W670-9A "Continental" бензиновый, 250 л.с.
Макс. скорость, км/ч 58
Запас хода, км 113

{phocagallery view=category|categoryid=91|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=11|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Техника по ленд-лизу Sat, 24 Sep 2005 19:29:12 +0000