ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЙ АРМИИ
июнь 1941 г.
Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:
Танки
Положено по штатам военного времени – 37886
Положено по штатам мирного времени – 34950
На 1.06.41 г. состоит в наличии:
«KB» – 545 Т-34 – 969 БТ-2, 5, 7 – 7550(1) Т-26 – 10057(2) Т-40 – 147 Т-37, Т-38 – 3460 Т-35 – 59 Т-28 – 481 Всего: 23268
Выноски: 1) Из них 594 БТ-2. 2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем.
Некомплект по состоянию на 1.06.41 года: По штатам военного времени — 14618. По штатам мирного времени — 11682.
Всего по мехкорпусам:
Танки: Положено танков по штату – 31574 Наличие на 1.06.41 г. – 16555 Наличие на 1.01.42 г. – 19825 Некомплект на 1.01.42 г. – 11749
Бронемашины: Положено танков по штату – 8159 Наличие на 1.06.41 г. – 3007 Наличие на 1.01.42 г. – 3795 Некомплект на 1.01.42 г. – 4364
Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая:
Данные по каждому МК — в отдельном приложении (в данном документе отсутствует).
В 1940 — 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков «KB», Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.
Учитывая выпуск танков заводами промышленности с 1.06.1941 г. по 1.01.1942 года, а именно:
Поступает с заводов в 1941 г.:
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.: Танки «KB» – 93 Танки Т-34 – 231 Танки Т-50 – 25 Танки Т-40 – 57 Итого: 406
3 квартал: Танки «KB» – 375 Танки Т-34 – 830 Танки Т-50 – 180 Танки Т-40 – 150 Итого: 1535
4 квартал: Танки «KB» – 430 Танки Т-34 – 885 Танки Т-50 – 345 Танки Т-40 – 320 Итого: 1980
Всего: Танки «KB» – 898 Танки Т-34 – 1946 Танки Т-50 – 550 Танки Т-40 – 527 Итого: 3921
Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит: По штатам военного времени — 10697. По штатам мирного времени — 7761.
При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.
Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:
На 1942 г. Танки «KB» – 4500 Танки Т-34 – 8000 Танки Т-50 – 4000 Танки Т-40 – 2000 Итого: 18500
На 1943 г. Танки «KB» – 7500 Танки Т-34 – 15000 Танки Т-50 – 10000 Танки Т-40 – 4000 Итого: 36500
При этом условии танковые корпуса к концу 1943 года будут полностью перевооружены и укомплектованы новой материальной частью.
Следует отметить, что развитие танкостроения немыслимо без соответствующего обеспечения его: а) двигателями — дизель; б) танковой броней; в) новой радиостанцией 10-Р (КРСТБ), взамен устаревшей 71-ТК; г) танковым электрооборудованием.
Существующие производственные возможности по выпуску этих видов продукции не обеспечивают выпуск танков, даже по программе 1941 года.
Танкостроение в основном сосредоточено в г. Харькове и Ленинграде.
Производство танков «КВ-3» и Т-50 не имеет дублирующих заводов. Необходимо создать новые базы танкостроения внутри страны — Горький, Урал.
Выводы:
Для обеспечения выпуска в 1942 — 1943 гг. потребного количества танков, а также для создания производственных баз, дублирующих изготовление этих танков необходимо:
1. По танкам «KB» иметь три завода (Кировский, Челябинский тракторный и новый завод в районе г. Горький) с общим выпуском в 1942 г. — 4500 танков и в 1943 г. — 7500 танков.
2. По танкам Т-34 иметь два завода (завод № 183 и Сталинградский тракторный) с общим выпуском в 1942 г. — 8000 танков и в 1943 г. — 15000 танков.
3. По танкам Т-50 иметь три завода (завод № 174, организовать производство на Коломенском паровозном заводе и построить новый завод в г. Омске) с общим выпуском в 1942 г. — 4000 танков и в 1943 г. - 10000 танков.
4. По дизелям:
а) Расширить производственную мощность завода № 75 до 12000 дизелей в 1942 г. По заводу № 174 обеспечить производство дизелей в объеме программы на 1942 г. по танку Т-50. б) Организовать производство дизелей на СТЗ, ЧТЗ и Ярославском автозаводе с общим выпуском 6000 дизелей в 1942 г. и 18000 дизелей в 1943 г. в) Построить новый завод в районе г. Уфа с годовым выпуском 12000 дизелей в 1943 г.
5. Строительство новых и расширение существующих заводов по изготовлению танков и танковых дизелей производить с учетом выпуска запасных частей эквивалентно выпускаемым количествам танков и дизелей.
6. В проектах расширения и строительства заводов предусмотреть полный цикл танкового производства в районах расположения танковых заводов.
7. Танковая броня.
Для обеспечения намечаемого выпуска танков, необходимо дополнительно к существующим заводам организовать производство танковой брони:
а) на заводах № 264 («Красноармейская Верфь»), «Красный Октябрь» (Сталинград) и заводе имени Андреева (Таганрог) в пределах полного обеспечения выпуска танков Т-34 на СТЗ; б) на заводе № 78 (Наркомат Боеприпасов) в пределах полного обеспечения выпуска танков «KB» на ЧТЗ и новом заводе в г. Омске; в) на Урале в пределах обеспечения выпуска танков «KB» на новом заводе в районе г. Горький.
8. Радиостанция 10-Р.
В системе Наркомата Электропромышленности организовать на нескольких заводах производство радиостанций 10-Р в количествах полностью обеспечивающих потребность танковой промышленности и НКО.
Бронеавтомобили и бронепоезда
Потребность и наличие в Красной Армии составляет:
Потребность военного времени: Бронемашины БА-20 – 4526 Бронемашины БА-10 – 7000 Бронепоезда легк. и тяж. – 42 Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108 Бронеавтомобили средние – 185
Потребность мирного времени: Бронемашины БА-20 – 3884 Бронемашины БА-10 – 6267 Бронепоезда легк. и тяж. – 33 Бронеавтомобили ж.д. легкие – 38 Бронеавтомобили средние – 39
Наличие на 1.06.41 г.: Бронемашины БА-20 – 1899 Бронемашины БА-10 – 3361 Бронепоезда легк. и тяж. – 44 Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108 Бронеавтомобили средние – 52
Некомплект по военному времени на 1.06.41 г.: Бронемашины БА-20 – 2627 Бронемашины БА-10 – 3639 Бронепоезда легк. и тяж. – нет Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет Бронеавтомобили средние – 133
Некомплект по мирному времени на 1.06.41 г.: Бронемашины БА-20 – 1985 Бронемашины БА-10 – 2906 Бронепоезда легк. и тяж. – нет Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет Бронеавтомобили средние – нет
Поступает от промышленности:
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.: Бронемашины БА-20 – 55 Бронемашины БА-10 – 14 Бронепоезда легк. и тяж. – нет Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет Бронеавтомобили средние – нет
3 кв.: Бронемашины БА-20 – 175 Бронемашины БА-10 – 250 Бронепоезда легк. и тяж. – нет Бронеавтомобили ж.д. легкие – 46 Бронеавтомобили средние – нет
4 кв.: Бронемашины БА-20 – 180 Бронемашины БА-10 – 255 Бронепоезда легк. и тяж. – 6 Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет Бронеавтомобили средние – нет
всего: Бронемашины БА-20 – 410 Бронемашины БА-10 – 519 Бронепоезда легк. и тяж. – 6 Бронеавтомобили ж.д. легкие – 50 Бронеавтомобили средние – нет
В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).
Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как имеют недостаточную бронировку (6-10 мм) и малую проходимость по пересеченной местности.
Материальная часть бронепоездов по своим боевым качествам мало чем отличается от бронепоездов времен Гражданской войны.
Бронепоезда имеют слабую броневую защиту, устаревшее вооружение и паровозы (серии ОВ). Перевода на Западно-Европейскую колею не имеют.
Для обеспечения Красной Армии соответствующими современным требованиям типами бронемашин и бронепоездов, необходимо: а) организовать производство бронемашин на 2-х — 3-хосном шасси со всеми ведущими осями по типу ЛБ-62, которые вооружить 23-25-мм пушкой. б) разработать и поставить на производство новый образец средней бронемашины на 3-х – 4-хосном автошасси со всеми ведущими осями и броней 13–15 мм. в) существующие бронепоезда до 1943 г. оставить без изменения.
В дальнейшем бронепоезда строить по типу мотоброневагонов с броней, обеспечивающей защиту от мелкокалиберной артиллерии, вооруженных по образцу средних и тяжелых танков. Базой для производства бронепоездов оставить завод «Красный Профинтерн».
Тракторы
Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:
Потребность военного времени: «Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 28037 ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 60778 Комсомолец – 5769 Всего: 94584
Потребность мирного времени: «Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 16635 ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 28661 Комсомолец – 4256 Всего: 49552
Наличие на 15.06.41г.: «Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 2601 ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 33658 Комсомолец – 6672 Всего: 42931
Некомплект по военному времени на 15.06.41г.: «Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 25436 ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – 27120 Комсомолец – +903 Всего: 51653
Некомплект по мирному времени на 15.06.41г.: «Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 14034 ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – +4997 Комсомолец – +2416 Всего: 6621
В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и «Коммунар», которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии.
Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них:
«Ворошиловец» и С-2 – 25436; ЧТЗ-65 и СТЗ-5 – 41397.
При существующем объеме производства в 29700 тракторов в год, НКО получит около 13500 тракторов типа С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 (при условии, что поставка в 4 квартале будет на уровне плана 3 квартала), 670 тракторов «Ворошиловец» и 2500 тракторов СТЗ-3 для авиационного тыла.
Такое положение со снабжением Красной Армии тракторами из года в год не снижает, а увеличивает разрыв между поступлением материальной части артиллерии большой мощности и мехтягой.
Если по тракторам ЧТЗ и СТЗ при мобилизации можно рассчитывать на получение необходимого количества тракторов для Красной Армии из народного хозяйства, то по тракторам «Ворошиловец», «Коминтерн» и С-2, обеспечивающим артиллерию АРГК - эта возможность исключена.
Применение в качестве арттягачей дивизионной и корпусной артиллерии тихоходных и маломощных тракторов ЧТЗ и СТЗ, не обеспечивает артиллерию тягачами, отвечающими современным ее требованиям. Необходимо:
1. Организовать производство специальных арттягачей, полностью удовлетворяющих тактико-техническим требованиям НКО.
2. Построить к 1.01.1943 г. завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и завод по выпуску тракторов типа С-2 — 10000 в год.
3. Перевести все тракторные заводы на многосменную работу. Все выпускаемые заводами тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 передавать в НКО.
Автомобили
Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:
Потребность военного времени: Автомобили легковые и ПИКАП – 49305 Автомобили грузовые ГАЗ – 213571 Автомобили грузовые ЗИС – 257256 Мастерские типа «А» – 7972 Мастерские типа «Б» – 4378 Бензоцистерны – 60914 ПЗС – 2571 Прочие спецмашины – 159911 Всего автомобилей: 755878
Потребность мирного времени: Автомобили легковые и ПИКАП – 26001 Автомобили грузовые ГАЗ – 95231 Автомобили грузовые ЗИС – 116689 Мастерские типа «А» – 5423 Мастерские типа «Б» – 3648 Бензоцистерны – 19683 ПЗС – 1860 Прочие спецмашины – 81240 Всего автомобилей: 349775
Наличие на 15.06.41г.: Автомобили легковые и ПИКАП – 17280 Автомобили грузовые ГАЗ – 117415 Автомобили грузовые ЗИС – 75803 Мастерские типа «А» – 2729 Мастерские типа «Б» – 1556 Бензоцистерны – 11252 ПЗС – 725 Прочие спецмашины – 45380 Всего автомобилей: 272140
Некомплект по военному времени: Автомобили легковые и ПИКАП – 32025 Автомобили грузовые ГАЗ – 96156 Автомобили грузовые ЗИС – 181453 Мастерские типа «А» – 5243 Мастерские типа «Б» – 2822 Бензоцистерны – 49662 ПЗС – 1846 Прочие спецмашины – 114531 Всего автомобилей: 483738
Некомплект по мирному времени: Автомобили легковые и ПИКАП – 8721 Автомобили грузовые ГАЗ – +22184 Автомобили грузовые ЗИС – 40886 Мастерские типа «А» – 2694 Мастерские типа «Б» – 2092 Бензоцистерны – 8431 ПЗС – 1135 Прочие спецмашины – 35860 Всего автомобилей: 77635
Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства: Автомобили легковые и ПИКАП – 23864 Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 209880 Мастерские типа «А» – нет Мастерские типа «Б» – нет Бензоцистерны – нет ПЗС – нет Прочие спецмашины – 6000 Всего автомобилей: 239744
Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства: Автомобили легковые и ПИКАП – 8161 Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 67729 Мастерские типа «А» – 5243 Мастерские типа «Б» – 2822 Бензоцистерны – 49662 ПЗС – 1846 Прочие спецмашины – 108531 Всего автомобилей: 243994
По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.
Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.
Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ — 40785, ЗИС — 43205, прочих — 9550 или 66,5% от общего выпуска — 140000 машин в год.
За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.
Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.
Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны — дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны — 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.
Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.
Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:
1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.
2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.
3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.
Прицепы
Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:
Потребность военного времени: Прицепы общего назначения – 67329 Прицепы специальные – 30269 Всего: 97598
Потребность мирного времени: Прицепы общего назначения – 25827 Прицепы специальные – 10500 Всего: 36327
Наличие на 15.06.41 г.: Прицепы общего назначения – 21541 Прицепы специальные – 6366 Всего: 27907
Некомплект по военному времени: Прицепы общего назначения – 45788 Прицепы специальные – 23903 Всего: 69691
Некомплект по мирному времени: Прицепы общего назначения – 4286 Прицепы специальные – 4134 Всего: 8420
За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.
Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн.
Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.
Мотоциклы
Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют: Потребность военного времени – 73047 Потребность мирного времени – 54992 Наличие на 15.06.41 г. – 16918*) Некомплект по военному времени на 15.06.41 г. – 56129 Некомплект по мирному времени на 15.06.41 г. – 38074
Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП(б) и СНК СССР решением по развитию в СССР мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.
*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.
Техническое состояние машин Красной Армии
Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:
Требует ремонта:
Среднего: Танки – 2155 Тракторы – 6550 Автомобили – 43646 Мотоциклы – 3023 Бронемашины – 340 Прицепы – 3690
Капитального: Танки – 2293 Тракторы – 5628 Автомобили – 19902 Мотоциклы – 2231 Бронемашины – 243 Прицепы – 588
Негодные: Танки – нет Тракторы – 198 Автомобили – 2208 Мотоциклы – 704 Бронемашины – нет Прицепы – 1463
% от общего наличия:
по среднему ремонту: Танки – 9,3 Тракторы – 15 Автомобили – 16 Мотоциклы – 18 Бронемашины – 6,5 Прицепы – 13
по капитальному ремонту: Танки – 9,9 Тракторы – 13 Автомобили – 7,3 Мотоциклы – 13 Бронемашины – 4,5 Прицепы – 5
Причинами такого технического состояния являются:
1. Усиленная эксплуатация машин в период 1939-1940 гг.
2. Недостаточная обеспеченность войсковых частей дефицитными запасными частями, агрегатами и инструментом.
3. Отсутствие в Красной Армии необходимого количества подвижных ремонтных средств (мастерские типа «А» и «Б»), укомплектованность по которым составляет - 38%.
Для восстановления машин, требующих среднего и капитального ремонта, необходимо: а) увеличить отпуск автотракторных и танковых запчастей по дефицитным деталям в количествах и по номенклатуре заказа НКО; б) в дальнейшем расширить производство подвижных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 штук в год.
Запчасти
Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов: На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:
Для эксплуатации наличного парка: Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 410 Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 178
Для заложения непзапаса: Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 66 Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 29
Всего: Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 476 Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 207
а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей; б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.
Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются:
На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.
Поступление запчастей:
1936 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 35200 Что составляет на одну машину, рублей – 1400 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 30819 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 4580 Запчасти к БТ, тыс. р. – 28000 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4170
1937 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 31400 Что составляет на одну машину, рублей – 594 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 11245 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 1550 Запчасти к БТ, тыс. р. – 20395 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4200
1938 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 43100 Что составляет на одну машину, рублей – 513 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 21208 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2540 Запчасти к БТ, тыс. р. – 20800 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3500
1939 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 67000 Что составляет на одну машину, рублей – 525 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 20843 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2105 Запчасти к БТ, тыс. р. – 33000 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4523
1940 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 59500 Что составляет на одну машину, рублей – 355 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 29000 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2500 Запчасти к БТ, тыс. р. – 23000 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3000
1941 г. Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 74500 Что составляет на одну машину, рублей – 274 Запчасти к Т-26, тыс. р. – 32130 Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 3200 Запчасти к БТ, тыс. р. – 29300 Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3900
Заводы №37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БТ, Т-26, Т-37-38 и трактору «Коминтерн».
Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год.
Для обеспечения Красной Армии танковыми и автотракторными запасными частями необходимо:
1. На 1941 год увеличить отпуск НКО автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: по автомобилям с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и по тракторам ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
2. Для обеспечения производства запасных частей к танкам, Наркомсредмашу выделить в системе «Глававтотрактордеталь» 2-3 основных завода и кроме того создать спеццеха на остальных заводах этого Главка, изготавливающих танковые запчасти по заказу 1941 года.
3. Расширить производство танковых запасных частей, особенно остродефицитных, для чего не-обходимо в системе «Глававтотрактордеталь» выделить Саратовский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку БТ и Омский завод — головным заводом по изготовлению запасных частей к танку Т-26.
Авторезина
Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.
На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.
Ремонт
Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе ГАБТУ КА являются:
По капитальному ремонту:
Ремонтные базы в количестве 38, имеющие: Производственную площадь — 125224 м2. Станочное оборудование — 1790 единиц. Рабочих и служащих — 13705 человек.
По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано: боевых машин — 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов; автомобилей — 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов; тракторов — 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов; мотоциклов — 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов; двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.
Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности.
Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз.
В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год.
Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек — конец 1942 года.
Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.
По среднему ремонту:
Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:
Производственные площади в м2: Гарнизонные мастерские – 74098 Ж.д. АБТ мастерские – нет Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – н/д Всего: н/д
Количество имеющихся станков: Гарнизонные мастерские – 563 Ж.д. АБТ мастерские – 380 Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 72 Всего: 1015
Количество произв. рабочих: Гарнизонные мастерские – 2643 Ж.д. АБТ мастерские – 3640 Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 909 Всего: 7192
Производственная мощность машин: Гарнизонные мастерские – 21417 Ж.д. АБТ мастерские – 24000 Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 8640 Всего: 54057
Производственная мощность агрегатов: Гарнизонные мастерские – 2640 Ж.д. АБТ мастерские – 8000 Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 1000 Всего: 11640
Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 — 70%.
Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием.
В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:
1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рембаз и гарнизонных мастерских в количестве 485 шт. (приложение ведомость № 1).
2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме — 25 млн. рублей; на инструмент общего назначения, в сумме — 3,5 млн. рублей.
3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 — 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).
4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.
5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.
Общие выводы
Для повышения боеготовности механизированных войск и обеспечения Красной Армии автобронетанковой техникой и имуществом, необходимо:
1. Просить Правительство: а) обязать Наркоматы промышленности немедленно приступить к расширению танкостроения; б) утвердить программу по танкостроению на 1942 год в количестве 18500 танков и на 1943 год — 36500 танков.
2. Для обеспечения артиллерии АРГК и КАПов мощными тракторами, построить новый завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и второй завод по выпуску тракторов типа «С-2» — 10000 в год.
3. Перевести тракторные заводы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ и цех «200» завода № 183 на многосменную работу. Выпускаемые заводами промышленности тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 полностью передавать НКО.
4. Приступить немедленно к производству автомобилей повышенной проходимости с 2-мя — 3-мя ведущими осями, для комплектования ими механизированных войск.
5. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей.
6. Увеличить отпуск автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: автомобильных с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и тракторных ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
7. Расширить производство танковых запасных частей, особенно дефицитных, для чего: а) В системе «Глававтотрактородеталь» выделить основные заводы и спеццеха для изготовления запчастей к танку БТ, Т-26 и моторам М-5 и М-17. б) Обязать Наркомат общего машиностроения организовать на заводах Наркомата производство запчастей Т-27 и Т-37. в) Обязать Наркомат тяжелого машиностроения организовать производство запчастей к Т-28 на заводах Наркомата. г) Построить в 1942-1943 гг. три новых завода для производства запчастей к новым типам машин с общим выпуском, обеспечивающим потребность НКО.
8. Выделить НКО на второе полугодие 1941 года 430000 комплектов авторезины.
9. Расширить производство подвижных ремонтных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 шт. в год.
10. Просить Правительство ускорить решение о развертывании подвижных ремонтных баз для НКО промышленностью.
11. Обязать промышленность изготовить в 1941 году образцы танков, вооруженных зенитными пушками для мехкорпусов.
Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко
|