009.jpg
The Russian Battlefield
003.jpg
Главная Статьи ПРОПАГАНДА: СССР против Германии




ПРОПАГАНДА: СССР против Германии

Печать
Автор: Энтони Родс
Впервые опубликовано 26.09.2011 02:05
Последняя редакция 17.01.2016 19:19
Материал читали 23956 человек
Карикатура Кукрыниксов. 1941 г. Карикатура Кукрыниксов. 1941 г.

Карикатура Кукрыниксов. 1941 г. Карикатура Кукрыниксов. 1941 г.

В мрачные дни 1941 года целью этой пропаганды было убедить народ, что Россия-матушка должна в конце концов победить. Это были плакаты, на которых огромные руки русских и стальные щипцы, охватившие горло немца, выражали уверенность в победе, которая пришла с первым успешным контрнаступлением. Плакаты зачастую принимали форму карикатур на нацистских руководителей, в особенности на Геббельса, которого изображал художник Ефимов в сатирическом журнале "Крокодил" как Микки Мауса с хвостом в виде свастики, Лебедев представлял Геббельса в виде орущего осла. Петен изображался размещающим Францию под немецким сапогом, а Гитлер дергающим Гесса, висящего на леске в качестве наживки для Англии, чтобы та присоединилась к антибольшевистскому походу. Была выпущена книга с рисунками художника Шармидова, показывавшая злодеяния немцев на войне: грабежи, вешание людей, массовые захоронения.

Эти плакаты, быстро размножавшиеся на ротаторной машине, действовали так же, как стенные газеты, сообщавшие о политических и военных успехах. Плакаты могли быть высотой 3,5 метра и шириной 1,75 метра, при печатании использовались 15-20 различных цветов. Над этими плакатами только в одной Москве работало до 200 художников, плакаты, как и в годы Гражданской войны, демонстрировались в "Окнах ТАСС" (раньше назывались "Окнами РОСТА"), имевшимися во всей стране. Их также распространяли на каждом заводе, ферме, в институте, больнице, частях армии, на кораблях ВМФ, чтобы они затрагивали каждого советского гражданина. Часто такие плакаты сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты Маршак или Бедный. Широко распространившаяся в Советском Союзе популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, рисовавших их в простой и доступной форме.

Во время войны искусство плаката прошло несколько стадий развития. Первые плакаты, особенно созданные Моором, все еще находились под влиянием плакатов времен Гражданской войны. В то время типичными были абстрактная символичная трактовка темы, явный схематизм форм и ограниченный набор цветов (красный, черный и белый). Плакаты, выпущенные во время войны позже, приобрели новые свойства. Это в значительной степени объяснялось тем, что художники, которые ранее занимались станковой живописью или иллюстрировали книги, теперь пытались применить свое умение к созданию плакатов. Именно они привнесли в плакат моменты героики вместе с эмоциональным и психологическим элементом. Обычная декоративная композиция была заменена реалистическим толкованием. Разгром немцев под Москвой, гигантская Сталинградская битва, победоносное шествие Красной Армии, освобождение советской территории, боевые качества и победы союзников все это отражалось в плакатах "Окон ТАСС". Не было ни одного момента на войне, в международных или внутренних делах, который не был бы отражен так или иначе в плакатах "Окон ТАСС".

Характерной советской чертой военного времени были пропагандистские поезда. Их купе были превращены в печатные цеха и передвижные кинозалы, были скомплектованы бригады лекторов, артистов и художников. Они разъезжали по всей стране, проводили беседы и снабжали информацией о ходе войны. Эти поезда даже приезжали в прифронтовые районы, где стояли замаскированными недалеко от линии фронта.

Кино играло также важную роль в военных усилиях Советского Союза. Уже через три дня после вторжения немцев были выпущены киножурналы о делах на фронте. Операторы-документалисты оперативно освещали события на всех фронтах. На больших станциях московского метрополитена были установлены кинопроекторы, чтобы народу не приходилось платить за просмотр фильмов и прослушивание комментариев по поводу происходящего. "Александр Невский" был вновь выпущен на экраны. Были созданы и другие картины патриотического содержания о героях России, например о Кутузове. Варварство немцев было показано в картине "Зоя" (1944 г.) о девушке Зое Космодемьянской, партизанке, воевавшей в тылу у немцев, где ее схватили, пытали и повесили. Еще один фильм о партизанах "Секретарь райкома" получил Сталинскую премию в 1942 году. Об ужасах жизни в самой нацистской Германии режиссер Михаил Ромм создал в 1944 году фильм "Девушка №217", который рассказывал о бесчеловечной немецкой семье, взявшей в работники русскую девушку и превратившей ее в рабыню.

Студии документального кино были реорганизованы, и туда были направлены известные режиссеры. Поскольку быстрота создания фильмов являлась важной задачей, то первые документальные фильмы были короткими, но к концу войны эти студии создали целую серию хроникальных фильмов: "Разгром немецкой армии под Москвой" (1942 г.), "Блокада Ленинграда" (1942 г.), "Битва за Украину" (1943 г.), "Битва за Орел" (1943 г.), "Берлин" (1945 г.), "Вена" (1945 г.). Эти документальные ленты рассказывали не только о том, как были выиграны те или иные сражения, но и о том, как их планировали.

Для улучшения отношений с капиталистическими государствами, которые теперь стали союзниками Советского Союза, был распущен Коминтерн, а слова революционного "Интернационала" были убраны из сборников песен. В июле 1941 года Сталин в целях большей привлекательности своего режима для христианского мира произвел резкий политической поворот. Вплоть до войны 1939-1940 годов и в течение ее, когда Советы вторглись в Восточную Польшу, прибалтийские государства, часть Финляндии и Румынии, Сталин продолжал политику атеизма. "Союз безбожников" под руководством Ярославского распространял свою политику на захваченных землях. Только из Восточной Польши до середины 1940 года было депортировано 4000 духовных лиц различных конфессий, а на замену им прибыло 25 000 агитаторов антирелигиозной пропаганды. Но все это внезапно изменилось. Одним из первых актов Сталина после начала войны было объявление о смерти Ярославского (как позже стало известно, не по естественным причинам). Сталин даже заявил польско-американскому священнику Станисласу Орлеманскому, что ему бы хотелось сотрудничать с Папой против использования силы и преследования Католической церкви в Германии, "добавив, что он является защитником свободы совести и религии". В Москве был создан Комитет по делам Церкви, в функции которого входила "организация дружественных отношений между правительствами и конфессиями". В этот опасный момент, когда немцы стояли у Москвы, Советы стремились получить поддержку от всех мыслимых и немыслимых источников. Они даже разрешили польским войскам под командованием генерала Андерса иметь полковых священников. Специально для этого около 50 военных священников Польской католической церкви, которые в 1939 году были заключены в советские концентрационные лагеря, были освобождены. В Москве была вновь открыта французская церковь, которая была предоставлена в распоряжение польского католического сообщества.



 
Оцените этот материал:
(13 голосов, среднее 4.15 из 5)

Комментарии 

 
-1 #9 Гасан 11.10.2011 07:08
Просмотрел советский пропагандисткий фильм 1942 года "Убийцы выходят на дорогу" снятому по сценам пьесы-обозрения Б.Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Бертольд Брехт, драматург очень сомнительного качества. Ну, ладно, не о нём речь. В фильме участвуют "гранды" советского кино: Олег Жаков ("Семеро Смелых), Ольга Жизнева "Доживём до понедельника", Михаил Астангов ("Я не Негоро. Я капитан Себастьян Перейра!"), и другие.
Самый длинный эпизод описывает страх профессора университета и его жены, что их сын, член "гитлерюгенд" ушёл из дома, чтобы заложить их в гестапо. В конце эпизода оказывается, что мальчик пошёл купить себе конфет на 10 пфеннигов.
Ну знаете, это верх лицемерия! А разве, в СССР отменили культ Павлика Морозова на 1942 год? Убрали его памятники, переименовали школы? Разве он не "заложил" всех своих родственников? Павлик и его девятилетний брат были убиты, а члены их семьи казнены за убийство.
Не будем дискутировать эту историю. Это не по теме. А по теме, это образец советской пропаганды снятый в Алма-Ате в 1942.
 
 
0 #8 Гасан 11.10.2011 06:09
А самое главное: почему этот рапорт Глобочника был послан Гиммлеру, если информацию востребовал Фритц Райнхардт? Каким образом командующему подразделениями СС и полиции, только в районе Люблина, поручили писать отчёт по всему Г-Г.
Ответ очень простой. Рудольф Хёсс говорил о финансовой проверке, которая проводилась по приказу из Берлина. Кто любит такие проверки? Да никто, даже если все документы в порядке. Это нервотрёпка для каждого. Хёсс несомненно дискутировал эту проверку с теми, кого она ещё коснулась и они точно знали, кто именно отдал приказ в Берлине. "Einsatz Reinhardt", это не более, чем придуманное ими же название отчётов, которые им пришлось заполнять. А вот Одило Глобочнику комендант Освенцима Рудольф Хёсс никоим образом не подчинялся. Освенцим, Лодзенское и Варшавское гетто а также лагерь Краков-Плашув (из кинофильма "Список Шиндлера) не были в юрисдикции Глобочника.
Очередная подделка в пропагандистски х целях.
 
 
+1 #7 Юрий Васин 10.10.2011 00:20
У меня лично, такого впечатления не возникло. Для американского автора написано весьма хорошо, как раз без предвзятостей... А то, что автор говорит:
"в Советском Союзе и Германии они (средства массовой информации) являлись государственной монополией и использовались главным образом для распространения пропаганды" - так это совершенно справедливо. И зачем тут бросаться в крайности относительно того, что "ни одна американская радиостанция в годы войны (впрочем до нее тоже) не пропагадировала фашизм или коммунизм". Это уже перебор :-)
 
 
0 #6 AKuzenka 08.10.2011 09:51
На мой взгляд, автор с первого же абзаца ставит знак равенства между СССР и фашисткой Германией и по амеровской привычке напирает на свободу слова. Если у них так было свободно, что же ни одна американская радиостанция в годы войны (впрочем до нее тоже) не пропагадировала фашизм или коммунизм. Впечатления от текста - "МЫ (америка) - ЛУЧШИЕ!!!
 
 
-1 #5 Гасан 07.10.2011 07:54
Ещё один образец пропаганды и откровенной лжи.
Комментатор "Панфилов" не удержался и упомянул "Операцию Рейнхард". Так якобы называлась операция по умерщвлению европейских евреев и назвали её в честь убитого Рейнхарда Гейдриха (правильно, Райнхарда Хайдриха). Не было никакой "Операции Рейнхард", а было вот что!
Давая свои показания под пытками, бывший комендант Освенцима Рудольф Хёсс упомянул "Einsatz Reinhardt", "Акцию" Райнхардта", которая проводилась в генерал-губернаторстве (Г-Г) Польши в 1942-1943 годах.
Заметили букву "т" в конце имени? Хёсс ссылался на экономические и финансовые проверки во всёму польскому Г-Г, которые устроил статс-секретарь министерства финансов Обергруппенфюре р (генерал-полковник) СС Фритц Райнхардт. После разгрома Польши, часть её территории, была возвращена Германии, а именно, территории с подавляющим немецким большинством, принадлежавшие Германии до Версальского Договора. Этнических поляков переселили в Г-Г, а этнические немцы переселились из Г-Г в Райх. Фритц Райнхардт востребовал финансовые и экономические отчеты от всех руководителей в бывшей Польше. Он, кстати, был блестящий экономист. После войны, союзники держали его в тюрьме до 1949 года, не зная, чего бы ему припаять. Затем они выдали его властям "ФРГ", которые приговорили его к четырем годам и отпустили из зала суда, засчитав то время, что он уже провел в плену. Райнхардт был осужден на четыре года, как "Hauptschuldiger ", "Главный Преступник". Он умер в ФРГ в 1969 году.
На Нюрбергском процессе появился так называемый рапорт Обергруппенфюре ра СС Одило Глобочника касающийся "Акции Райнхардт". Глобочник являлся начальником СС и полиции района Люблин и не совсем ясно, с какой стати ему поручили составлять отчёт по всему Г-Г. Половина рапорта, это просто бухгалтерский отчет. Рапорт очень длинный и "цифрев" до хренища, хотя Глобочник подписывал его будучи уже в Триесте, Италия на совсем другой должности. Он столько данных запомнил, или же привез с собой секретные документы из Польши в Италию?
Я не буду сейчас даже обсуждать подлинность этого документа. По-любому: если "Акция Райнхардт" действительно имела место, то к "холокосту" она не имела никакого отношения.
Одило Лотар Глобочник был убит в плену англичанами 31-го мая 1945 года. Проглотил, знаете ли, ампулу с ядом. Он был очень опасный свидетель и его убрали. Также, в плену были убиты Группенфюрер СС Рихард Глюкс, начальник всех концентрационны х лагерей, и статс-секретарь министерства здравохранения Обергруппенфюре р СС Леонардо Конти.
Холокосто-историки, не проверяя источники, создали "Операцию Рейнхард" имени товарища Гейдриха", так сказать "по образу и подобию своему". Теперь они просто переписывают эту ложь друг у друга.
Я уже комментировал однажды, откуда взялось такое количество немецких документов сомнительного происхождения. Многие учереждения, или не успели, или же просто не позаботились об уничтожении бланков, печатей, итд. Всё это попало в руки союзников и они, в основном американцы, начали штамповать поддельные документы на подлинных бланках и заверять их подлинными печатями.
Энтони Родс мог бы осветить, как пропаганда времён ВМВ действует и по сей день. А вот с "Оперцией Рейнхард" всё уже ясно,
 
 
0 #4 Валерий Потапов 05.10.2011 23:18
Цитирую Юрий:
На мой вкус, при всех достоинствах статьи, слабо отражена крайне неудачная пропаганда первых месяцев войны в адрес немецких войск.

Я думаю, что статья интересна тем, что ее написал американец для американского читателя прежде всего.
 
 
0 #3 Юрий Васин 05.10.2011 23:09
На мой вкус, при всех достоинствах статьи, слабо отражена крайне неудачная пропаганда первых месяцев войны в адрес немецких войск.
 
 
+1 #2 Валерий Потапов 05.10.2011 19:32
С сайта ничего не удалено. Но В результате сентябрьских апдейтов пришлось пойти на весьма непопулярный шаг: смена линков всех материалов.
Так что все на месте, просто по старым линкам не работает. Ищите Сражения -- Трофеи,Потери,Военнопленные

Майк Панфилов и у нас много бывал и комментировал. Был основным оппонентом этой статьи. Мне, честно говоря, все равно кто он на самом деле, где живет и т.д. Вел себя прилично, без наездов и оскорблений, доводы его были интересными (хоть и не безоблачными).В общем, нормальный собеседник.
Лично мое мнение касаемо холокоста - да, он безусловно был, но не в таких масштабах, и уж во всяком случае я ярый противник лепки из него некоего Памятника и выклянчивания под него денег, я считаю это торговлей трупами.
 
 
+3 #1 Гасан 05.10.2011 07:10
Хорошая статья. А главное, автор вполне разобрался в приемах пропаганды времен ВМВ. Конечно, много чего автор опустил, ну, например кровожадную анти-немецкую пропаганду Ильи Эренбурга. Но дело даже не в этом. Энтони Родс наглядно продемонстирова л, что пропаганда не имеет ничего общего с фактами и реальностью. Адольф Гитлер очень хорошо описывал это на примере пропаганды стран Антанты. Он утверждал, что немецкая пропаганда не опускалась до откровенной лжи в Первую Мировую Войну, а, дескать, зря. Однако, сдерживающие центры и у него и других лидеров Германии сработали и двадцать лет спустя. Зато у Эренбурга, Василия Гроссмана и им подобных, их вообще никогда не было. Эренбурга одёрнули только в апреле 1945 года, когда в "Правде" была опубликована статья "Товарищ Эренбург Упрощает". Это заткнуло ему рот на долгие годы. Может сам и не писал, но сочинял точно Иосиф Виссаринович, а записать мог и Г.Ф. Александров и Андрей Жданов или даже Михаил Суслов.
Валерий,
Куда подевалась Ваша статья "О Холокосте Без Нервов". Не могу найти доступ к ней. Отвечают, что статья удалена. Если, это правда, то очень жаль.
Кстати случайно натолкнулся на форум по поводу этой статьи. Там доминировал некто "Panfilov", который делал очень много грубых грамматических ошибок, обьясняя это тем, что он вырос и учился в США. Зато стилистических ошибок он не делает вообще и к тому же употребляет русские (я бы сказал современно-российские) словечки и обороты речи, которые не были расхожими даже 20 лет назад. Вам это в глаза не бросилось?
"Panfilov", очевидно, один из наследников Эренбургов-Гроссманов. В 1944 году Гроссман умудрился сочинить и издать книжонку "Треблинский Ад" и её даже цитировали в Нюрнберге. Почитайте, не пожалеете. Он утверждал, что в Треблинке было убито 3 миллиона евреев. Теперь "официальная" цифра сокращена до 870.000. Всех сожгли и закопали в ямах на площади равняющейся приблизительно шести футбольным полям, или меньше.
В 1999 году австралийская экспедиция Ричарда Креге использовала новейший радар (Ground Penetrating Radar) и установила, что на территории лагеря Треблинка никаких земляных работ не проводилось. За последний МИЛЛИОН лет никто там ничего не копал и не закапывал. Вся территория лагеря окружена деревьями, которым по сто или больше лет.
Треблинка, это пересылочный лагерь. При захвате лагеря было найдено только 10 (десять) индивидуальных могил. В одной из них был похоронен ребенок.
Они могли умереть от любых причин.
Статистика для Треблинки-10 умерших, а не 3 миллиона и не 870 тысяч.
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.