|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:46
Последняя редакция 11.02.2012 16:30
Материал читали 33766 человек
<< Пред. страница - Страница 3 из 3 - След. страница
Боевая масса Т-24 составила 18,5 тонн, при этом толщина брони была 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства. Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом "Коминтерн". Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне. Серийным производством Т-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск 200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были приняты встречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше - 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из них удалось собрать и принять госприемкой 24 танка. Почему так мало? Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших его массовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости. Ведь не помешала такая же масса недоработок серийному выпуску МС-1, Т-26 и т.д., почему же здесь обстояло иначе? В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 - февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован "танком ГРОТТО" (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э. Гроте) и всячески восхвалял его. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже... простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками "...американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке". При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Ворошилову на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ГХПЗ. А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского: "... когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?" Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк "ТГ" принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом - освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут Халепским. Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые танки БТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось. В конце 20-х - начале 30-х годов, когда отечественное танкостроение только формировалось, вырабатывались его концепции, готовились кадры, появился целый ряд оригинальных конструкций, от танкетки Т-17 до среднего "танка Гроте". В их числе находился и Т-24 - первый отечественный средний танк. На новых машинах оценивались оптимальные соотношения таких параметров, как бронирование, вооружение, скорость, проходимость маневренность и другие. Опробовались различные виды силовых передач, подвесок, гусеничных траков, отрабатывались схемы размещения и варианты установок вооружения. Буквально все делалось впервые. Естественно, что на этом этапе получить совершенные конструкции было крайне сложно, а скорее - просто невозможно. Неудивительно, что для первых отечественных танков характерными являлись такие недостатки, как ненадежная работа моторно-трансмиссионной группы, частое спадание гусениц, плохие проходимости и управляемость. В итоге в крупносерийном производстве состоял только Т-18, и нельзя сказать, что эти машины, особенно первых промышленных серий, вызывали у танкистов восторг. Танк Т-24 сняли с производства почти сразу, так как при его эксплуатации в войсках вскрылись его технические и эксплуатационные недостатки. Тем не менее, он сыграл значительную роль в истории отечественного танкостроения. Первые проекты, первые танки и попытка их производства позволили получить изначальный опыт, без которого было бы немыслимо создание мощной танковой промышленности в СССР. Источники: М.Павлов, И.Павлов, И.Желтов "Советские средние танки довоенного периода", Армада-Вертикаль №7, 2000; Литература по теме:М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937 - 1943 " М.Свирин "Танковая мощь СССР" |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |