|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 20.09.2005 18:05
Последняя редакция 17.01.2016 18:48
Материал читали 45597 человек
<< Пред. страница - Страница 2 из 2 - След. страница
7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй Мировой войны. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 "Генерал Чаффи" и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии. Англичане выставили на парад 24 танка "Комета" и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И, наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели сильное впечатление, близкое к шоку, на наших западных союзников. В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса. Сегодня очень много споров среди западных любителей бронетехники вызвает вопрос об участии танков ИС-3 во Второй Мировой войне. В разное время в западных публикациях проскальзывали сведения об участии этих танков в штурме Вены и Берлина. К сожалению, это не подтверждается документально: ни одного танка ИС-3 не принимало участия в войне на европейском театре, против Германии. Тем не менее, остается вероятность, что эти танки принимали участие в разгроме Японской армии в Монголии в августе 1945 года. По крайней мере, в СССР было сформировано два тяжелотанковых полка ИС-3 и отправлены на Дальний Восток. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года. Всего было выпущено 2311 танков. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии. Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ, танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации. В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-Зм. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимальная унификация узлов и агрегатов с более современными танками. Модернизация в значительной степени повысила надежность танка, однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение. На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны). Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в Каире. Большинство же ИС-3 и ИС-Зм прибыли в Египет в 1962-1967 годах. Армия обороны Израиля использовала захваченные у арабов ИС-Зм до начала 70-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения. В заключении, следует отметить, что танк ИС-3, по тактико-техническим характеристикам превосходил своего предшественника - танк ИС-2. Весьма лестную оценку "третий" заслужил и за рубежом. По мнению западногерманского эксперта доктора Фон Зенгера унд Эттерлина, "...рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств". Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 "Генерал Паттон", Леопард 1 отчетливо просматриваються особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. Однако "врожденные" конструктивные недостатки отрицательно сказались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.Во всяком случае, таково было мнение экспертов. Оно, однако, не всегда совпадало с военными. Автору этих строк посчастливилось познакомиться с гвардии полковником в отставке, ветераном ВОВ, танкистом Дмитрием Ивановичем Ротарем. В процессе разговора выяснилось, что после войны он командовал тяжелым танковым полком на ИС-3, который дислоцировался в Румынии и принимал участие в подавлении Венгерского восстания 1958 года. Когда я спросил его, как он оценивает танк ИС-3 и правда ли, что машина была сырая, он ответил, что, скорее, недооцененная. И рассказал, что в 1958 году он получил приказ о выдвижении к венгерской столице и «за 300-километровый марш на предельной скорости у меня ни один танк не вышел из строя, а ты говоришь «сырая»! Не сырая, а недооцененная!» Так или иначе, но на сегодняшний день сохранилось немало танков ИС-Зм, установленных как памятники или сохраняющихся в качестве музейных экспонатов. Их можно увидеть в Кубинке, Киеве, Минске, Челябинске, Новороссийске, Павлодаре и многих других местах.
Источники: Литература по теме:М.Барятинский "ИС-3. Последний танк Второй Мировой" М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937 - 1943 " М.Свирин "Танковая мощь СССР" |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии
это конечно хорошо, только это полдела, а как например обстоит дело с пределом тыльной прочности? обычно (очень утрирую и усредняю) для наших танков и немецкой пто -от 500-700м.
при этом не будем упоминать, что скорее всего двигатель станет уже на втором "не пробитом" снаряде.
ко всему у нас нет четкого ответа от противника- они таки не успели:)
Верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м, 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м.
Нижний лобовой лист бронекорпуса танка ИС-3, имеющий одинаковые конструктивные данные с верхним лобовым листом корпуса ИС-2 (толщина 90 мм, угол наклона 60 градусов) и находящийся в лучших условиях практически 88-мм бронебойным снарядом пробиваться не будет.
ашня танка ИС-3 обладает следующей бронестойкостью : лоб пробивается 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, борт и корма - с 1000 м в секторе +15 градусов к нормали».
Насколько я понял, эта башня имела толщину в передней части 160мм.
Читал давно уже толком ни че не понял :( Хотелось бы фото увидеть ну это нужно с ЦАМО работать, а у меня доступа нет.
думаю, что разница в цифрах выззвана способом измерения (один измеряет проекцию по горизонтали, т.к. траектория снаряда будет к ней близка, а второй перпендикулярно башне, то есть в направлении проекции наименьшей толщины).
также возможно башня имеет неравномерную толщину брони (например, снизу 500 а сверху 100 мм) и 250мм - усредненное значение.
FYI, everyone builds lousy tanks and America was no exception. The M-3 Lee/Grant (the Export tank) was rightfully known as a Grave for six Russian Brothers---and to think the Russians went up against Tiger I tanks with it at Kursk!!! My uncle faced off Russians in the Cold War 1946-1950 in M26 Pershing tanks, one of the most useless, unreliable tanks ever invented in America (hint--it had a tranny worse that the KV1 and the 90mm gun was only marginally better than the M4 76mm L52 gun
IS-3 was surely great tank.
Best Regards,
Marcel