Страница 3 из 6
Карта действий 3-й роты 4-го Б... | Иногда аэросанные подразделения выполняли самостоятельные задачи. Примером самостоятельных действий могут быть действия 4-го БАСБ, который был придан Отдельному лыжному батальону. Разведывательная группа Отдельного лыжного батальона в ночь с 26 на 27 марта 1943 года вела разведку противника, занимавшего западный берег Онежского озера севернее маяка Куликов. Противник обнаружил разведывательную группу лыжников и контратаковал превосходящими силами, обратил в бегство и начал преследование. На рассвете 27 марта командир 4-го БАСБ получил боевую задачу: «Ротой боевых аэросаней атаковать противника, преследующего нашу разведывательную группу». В 7:50 3-я рота 4-го БАСБ выступила с исходного района оз. Кобылье и, пройдя по заданному азимуту 16 км, внезапно и стремительно атаковала противника, который вел преследование нашей разведывательной группы. Не выдержав фланговой атаки аэросанной роты, противник вынужден был не только отказаться от преследования, но и отойти в исходное положение, понеся при этом значительные потери. Отбросив группу противника на западный берег Онежского озера, рота без потерь возвратилась на прежнюю выжидательную позицию. На вооружении ТАСБ состояли аэросани НКЛ-16 двух модификаций. ТАСБ привлекали для перевозки лыжно-десантных частей, для подвоза действующим войскам боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов, а также для эвакуации раненых с поля боя, для патрульной службы и службы связи в тылу своих войск. Кроме того, они буксировали и перевозили на огневые позиции пулеметы, минометы и 45-мм противотанковые орудия. Как и БАСБ, они несли патрульную службу по охране участков, не занятых советскими частями, ставили дымовые завесы. Чтобы читатель составил себе представление об эффективности транспортных аэросанных батальонов, приведем пример, когда 40-й ТАСБ в составе 30 аэросаней за месяц (с 20 февраля по 20 марта 1943 года) в трудных метеорологических условиях перевез 106,4 тонн боеприпасов и продовольствия, эвакуировал с поля боя в тыл на расстояние от 17 до 100 км 513 раненых. При перевозке грузов на каждые транспортные аэросани грузилось до 500 кг, то есть за рейс батальон был способен перевезти до 13–15 тонн груза. Перевозка грузов производилась поротно, а иногда и повзводно. После выгрузки грузов аэросани сосредоточивались в 1,5–2 км от места разгрузки. Опыт показал, что для транспортных аэросаней одной заправки горючего хватает на 160 км при средней скорости движения 25–35 км/час. В период подготовки наступления советских войск на Северо-Западном фронте 11-й, 18-й и 35-й ТАСБ, приданные стрелковому корпусу, получили задачу перебросить личный состав легкоартиллерийских и минометных подразделений с их материальной частью (пушками) и боеприпасами на рубеж накапливания. Так как для аэросанных батальонов перевозка артиллерии явилась новым делом, то командиры ТАСБ во время подготовки к операции организовали тренировочные занятия. В день погрузки наступила оттепель, падал мокрый снег, но к вечеру температура снизилась до минус 20°С и образовался плотный снежный покров, благоприятный для движения аэросаней. Погрузка производилась ночью. По мере погрузки аэросани вытягивались на озеро и строились в колонны. В 2:00 23 февраля 1943 года батальоны двумя колоннами выступили из района сосредоточения. В район назначения батальоны прибыли вовремя. Средняя скорость движения аэросаней составляла 15 км/час. Колонны управлялись при помощи машин связи и световых сигналов. За двое суток 11-й, 18-й и 35-й ТАСБ всего перевезли: 45-мм орудий — 22, станковых пулеметов — 10, 82-мм минометов — 18, мин — 220 ящиков, гранат — 100 ящиков, патронов — 900 ящиков, снарядов — 5000, продовольствия — 5,4 тонны, людей — 535; эвакуировано 840 раненых. Транспортные аэросани наряду с боевыми использовались также для патрулирования и связи. При несении патрульной службы им ставилась задача не допустить разведку противника на фланги и в тылы советских частей, а в случае перехода противника в наступление уничтожать его, взаимодействуя со стрелковыми частями. Патрульная служба осуществлялась дозорами в составе взвода аэросаней и неподвижными постами и засадами. Для патрулирования отводился участок размером от 10 до 25 км, а там, где противник был более активен, он сокращался вдвое. Интересно привести выводы об использовании аэросанных частей в годы войны, сделанные Управлением БТ и МВ Красной армии: «1. Аэросанные части наиболее целесообразно использовать на озерных и речных пространствах. 2. Наибольший эффект дало применение боевых аэросанных частей для преследования совместно с лыжниками отходящего противника, когда аэросани и лыжники, выполняя общую задачу, взаимно усиливают друг друга. 3. Целесообразно боевые и транспортные аэросанные части включать в подвижные группы танковых и механизированных войск, действующих в оперативной глубине обороны противника. 4. Аэросанные батальоны могут быть успешно использованы для внезапной атаки с флангов и тыла отходящего противника. Лобовых атак надо избегать, так как при этом неизбежны большие потери. Аэросани нельзя применять на поле боя, где имеются траншеи, воронки и снежный покров глубиной менее 10–12 см. 5. Опыт показал, что аэросанным батальонам ни в коем случае нельзя ставить задачу по преодолению (даже слабого) узла сопротивления лобовой атакой. 6. Вполне себя оправдало использование аэросаней для патрульной службы на пространствах, не занятых войсковыми частями, а также для обеспечения флангов и стыков от проникновения разведывательных групп противника. 7. Транспортные аэросанные части могут использоваться главным образом для обеспечения войск, действующих в отрыве от дорог, для подвоза боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия и для эвакуации раненых с поля боя. Кроме того, они могут перебрасывать подразделения стрелков, автоматчиков и сапер с их материальной частью и боекомплектами, когда по условиям обстановки и местности другие виды транспорта использовать невозможно. 8. Использование аэросаней для буксировки техники себя оправдало, но не получило широкого применения. 9. Вполне оправдал себя и опыт переброски десантов на аэросанях. Для этой цели лучше всего использовать транспортные аэросани, но их нужно прикрывать боевыми аэросанями. Боевые аэросани для переброски десанта не приспособлены, хотя их и применяли иногда с этой целью. 10. Аэросанные части могут успешно действовать на открытой и малопересеченной местности со снежным покровом не менее 10–12 см. Скорость движения и проходимость их в значительной степени зависят от характера местности и снежного покрова; снежные сугробы, заносы, лощины, русла рек, мелкие кустарники трудно проходимы для аэросаней. 11. Личный состав аэросанных частей за зимние периоды 1941/42 г. и 1942/43 г. получил большой боевой опыт.
В итоге боевой практики выявились следующие недостатки аэросаней: 1. Ограниченность радиуса действий с одной заправкой. 2. Уязвимость пулеметно-минометным и артиллерийским огнем, что ограничивает возможность для боевых аэросаней вести самостоятельно наступательные действия. 3. Несовершенство конструкции аэросаней, что затрудняет эксплуатацию и ограничивает их боевое применение.» Окончилась Великая Отечественная война, но аэросани остались в боевом строю. В Санкт-Петербургском музее пограничных войск хранится докладная бойцов-пограничников от 2 февраля 1954 года: «Неся службу по охране границ Советского Союза, два пограничника обнаружили следу нарушителей. Старший по наряду принял решение преследовать врага. Он один пошел на преследование, а второго послал для вызова подкрепления. 35 км прошел он по следу и заставил нарушителей огнем из автомата залечь в нескольких сотнях метров от границы. С помощью подкрепления, быстро прибывшего на аэросанях, нарушители границы были задержаны». Конструкторские работы по аэросаням продолжались и в дальнейшем. Больших успехов добилась группа молодых специалистов, работавшая под непосредственным руководством А. Н. Туполева, создавшая аэросани-амфибию, предназначавшиеся для обеспечения почтовых перевозок и организаций оперативной связи в условиях зимнего бездорожья. Источники: «Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне», Воениздат, 1944; «Моделист-Конструктор», № 12, 1985; «Моделист-Конструктор», № 3, 1983; «Моделист-Конструктор», № 2, 1979.
|