Страница 4 из 6 Аэросани РФ-8-ГАЗ-98 Боевые аэросани РФ-8-ГАЗ-98 конструктивно выполнены по четырехлыжной схеме, с двумя управляемыми лыжами. Корпус полуоткрытый, двухместный, с последовательным расположением мест для экипажа. Для удобства ведения огня из пулемета и для увеличения горизонтального угла обстрела стрелок располагался на переднем сиденье, а водитель машины в задней кабине. За кабиной водителя на специальном пилоне размещался двигатель, а внутри корпуса — топливный бак емкостью 80 литров и аккумуляторная батарея. Корпус деревянный и состоит из 15 поперечных шпангоутов, продольных стрингеров, образующих каркас, и фанерной обшивки. Пол в кабинах выполнен из толстой фанеры. Для работы аэросаней в ночное время в носовой части корпуса установлена автомобильная фара. Ходовая часть аэросаней из лыж передней и задней подвесок. Силовые узлы для фиксации элементов подвески лыж и амортизаторов выполнены из литой стали. Лыжи смешанной конструкции, состоят из деревянных брусков, плавно загнутых в носовой части, обшитые сверху и снизу фанерой и окантованы металлическими угольниками. Передние и задние лыжи одинаковые. Управление аэросанями осуществляется поворотом передних лыж. Система управления тросовая. Для уменьшения усилий при выполнении поворота на рулевом колесе поставлен полиспаст. Поперечная тяга обеспечивает поворот лыж на требуемый угол синхронно в сторону вращения рулевого колеса. В кабине водителя на полу размещались педали газа, тормоза, а также педаль «раскачки». О последней стоит сказать особо. Она используется, чтобы стронуть сани с места. На стоянках, особенно на рыхлом и сыром снегу, подошвы лыж примерзают к снегу, при этом усилия тяги воздушного винта для срыва машины с места не хватает. Чтобы разрушить тонкую ледяную корку, образовавшуюся на подошвах лыж, необходимо слегка сдвинуть лыжи в стороны. Педаль раскачки соединена тросом с правой задней амортизационной стойки. Упираясь в педаль, водитель сжимает пружину амортизатора и тем самым наклоняет машину на борт. Нескольких нажимов достаточно, чтобы раскачать машину,— при этом сдвигаются в стороны и лыжи, разрушая держащую их ледяную корку. На аэросанях установлен серийный автомобильный двигатель мощностью 50 л.с. (при 2800 об/мин) с жидкостным охлаждением. Воздушный винт с лопастями 2,35 метров развивает тяговое усилие 205–210 кг. Конструкторам удалось опустить тяжелый двигатель вниз и тем самым снизить общий центр тяжести машины, что придало ей большую устойчивость, особенно при движении с боковым креном. На верхнюю обшивку корпуса над передней кабиной устанавливается упрощенное турельное кольцо для крепления пулемета. Пулемет свободно вращается, обеспечивая горизонтальный угол обстрела до 300° и угол возвышения до 14°. Под носовой обшивкой на специально выполненной магазинной полке размещается боекомплект — 10 магазинов с патронами для пулемета и гранаты Ф-1 для ведения ближнего боя. Аэросани РФ-8-ГАЗ-98 имели модификации, выполненные в 1942–1943 годах военными инженерами братьями Иваном и Алексеем Бескурниковыми. Так, в аэросанях с индексом ГАЗ-98К автомобильный двигатель заменили авиационным М-11 мощностью 110 л.с., что сделало машину более динамичной. На базе ГАЗ-98К был создан штабной вариант с закрытой кабиной — эта машина не имела вооружения. Источники: «Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне», Воениздат, 1944; «Моделист-Конструктор», № 12, 1985; «Моделист-Конструктор», № 3, 1983; «Моделист-Конструктор», № 2, 1979.
|