Страница 2 из 4 В 1934 году в войска начал поступать тяжелый парк Н-2-П (в послевоенной литературе встречается как Н2П) с открытыми металлическими понтонами. Парк (три взвода) состоял из 33 носовых (вес каждого — 950 кг) и 15 средних (вес каждого — 1050 кг) полупонтонов, шесть козловых опор, 27 навесных двигателей. Взвод Н-2-П перевозился на 27 машинах ЗИС-6. Длина походной колонны достигала 1,5 км. Разгрузка и спуск на воду обычно производились с помощью крана в течение 20 минут. Допускался поднос полупонтона от места выгрузки к берегу на руках (требовалось 25 человек). Из имущества одного взвода Н-2-П можно было собрать 8 понтонов, из парка — 24 понтона. Легкие грузы, личный состав переправлялись на нормальных, одинарных и полуторных понтонах. Для переправы тяжелых грузов применялись три вида паромов: ТАБЛИЦА 2. Паромы из парка Н-2-П (довоенный). Тип парома | Грузо-подъемность, кг | Кол-во понтонов | Время сборки, мин | Рабочая сила | Кол-во паромов | из парка Н-2-П | из взвода Н-2-П | Нормальный | 12 000 | 2 | 30 | 2 мл. командира, 16 саперов | 12 | 4 | Усиленный | 24 000 | 3 | 34 | 3 мл. командира, 24 сапера | 8 | 2+1 нормальный | Тяжелый | 32 000 | 4 | 34 | 4 мл. командира, 32 сапера | 6 | 2 | Из парка Н-2-П собирались различные мосты (см. табл. 3). Допускалось сборку моста производить из полупонтонов, понтонов и паромов. Наводка моста из паромов требовала времени почти вдвое меньше, чем из отдельных понтонов и занимала около 30–45 минут. ТАБЛИЦА 3. Мосты из парка Н-2-П (довоенный). Тип моста | Грузоподъемность, кг | Время наводки, мин | Из парка Н-2-П | Из взвода Н-2-П | длина моста, м | рабочая сила | длина моста, м | рабочая сила | Нормальный в одну ленту движения | 12 000 | 60 | 189 | 2 саперные роты | 63 | 1 саперная рота | Нормальный в две ленты движения | 12 000 | 100 | 107 | 2 саперные роты | 31 | 1 саперная рота | Усиленный в одну ленту движения | 24 000 | 70 | 139 | 2 саперные роты | 38 | 1 саперная рота | Усиленный в две ленты движения | 24 000 | 120 | 82 | 2 саперные роты | нет | нет | Необходимо отметить, что к сентябрю 1939 года парк Н-2-П превосходил по многим показателям понтонно-мостовые парки практически всех основных участников Второй мировой войны: ТАБЛИЦА 4. ТТХ некоторых понтонных и лодочных парков СССР, США, Англии и Германии в начале войны. ТТХ | СССР | Германия | Англия | США | парки на лодках А-3 | НЛП | Н-2-П довоенного образца | улучшенный понтонный парк | парк из больших складных лодок | легкий понт. парк | тяжелый понт. парк | Понтон | - | - | составной | цельный | - | цельный | цельный | Масса, кг | 135 | 350 | 1 600 | 532 | 317,5 | 560 | 1 400 (дер), 1630 (сталь) | Грузоподъемность, кг | 3 500 | 3 500 | 12 700 | 6 000 | 3 120 | 5 500 | 11 800 | Нормальный мост, кг | - | 3 500 | 12 000 | 5 000 | - | 7 500 | 23 000 | Усиленный мост, кг | 6 750 | 9 000 | 24 000 | 11 000 | 16 000 | - | - | Материал | прорез. ткань | фанера, дюраль | железо | оцинков. целезо | фанера, дюраль | фанера, дюраль | дерево, сталь | В 1934 году на вооружение был принят легкий парк НЛП со складными понтонами из бакелизированной фанеры, заменивший перешедший из старой русской армии понтонный парк Томиловского (см. таблицу 4). Грузоподъемность парка НЛП впоследствии была доведена до 16 тонн. Для перевозки паромов по воде в довоенные годы были созданы буксирно-моторный катер БМК-70, полуглиссер НКЛ-27 и судовые забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20. Одновременно с тяжелыми, средними и легкими переправочными парками на вооружение в довоенные годы поступил также ряд легкопереправочных средств. Это: саперные деревянные лодки (СДЛ), труднозатопляемое имущество (ТЗИ), малая надувная лодка (ЛМН), плавательный костюм (ПКТ) и другие. Саперные деревянные лодки служили дополнительным переправочным средством для войск. Однако, как показал опыт войны, они нередко становились основными средствами переправы. СДЛ представляла собой досчатую плоскодонную лодку, обладающую грузоподъемностью около 2 тонн. Ее вес был 280–300 кг. Время на изготовление лодки в полевых условиях составляло примерно восемь рабочих часов саперного отделения. Перевозилась она на роспуске парой лошадей. В зависимости от количества спаренных лодок, можно было переправлять различные грузы: на одной лодке — стрелковое отделение или батальонную пушку с обслуживающим расчетом; на двух лодках — 76 мм пушку с передком или грузы до дивизионной артиллерии включительно; на трех лодках — грузы до корпусной артиллерии включительно. Труднозатопляемое переправочное имущество (ТЗИ), при простоте обращения, отличали быстрота сборки конструкции и.труднозатопляемость от ружейно-пулеметного огня противника. В комплект ТЗИ входило 32 поплавка, 32 подкладочных доски, 16 звеньев и перильных досок с уключинами. Поплавок ТЗИ представлял собой изготовленный из прочной ткани мешок (3,0×0,5×0,3 метров), пропитанный водонепроницаемым составом, набиваемый труднозатопляемым материалом (ТЗМ): сердцевиной подсолнуха, пушком кендыря, пушком ласточника, а также сеном, соломой, сухой хвоей, стружками и др. К днищу поплавка были пришиты четыре брезентовых ремня для крепления к поплавку подкладочной доски. Вес оболочки поплавка 6,7 кг, в набитом состоянии — 30–40 кг, полезная грузоподъемность — 250 кг. Из имущества ТЗИ собирались плоты, мосты практически любой конфигурации, позволяющие переправлять от одиночного бойца до пехоты в колонне по два, 76-мм орудия, груженой двуколки весом до 800 кг, повозки весом до 1000 кг и другие средства.
|