Страница 1 из 4 Первая мировая и гражданская войны велись на сухопутном театре военных действий, в основном, с применением пехоты, кавалерии и артиллерии. Перед командованием участников вооруженной борьбы в ходе совершения маневра, наступательных и оборонительных действий нередко возникала проблема переброски войск, вооружения и техники на противоположный берег водной преграды. Ввиду отсутствия в частях и соединениях Красной Армии относительно тяжелого вооружения, для обеспечения преодоления войсками водных преград имелось, в основном, легкое переправочное имущество. Это: поплавок Полянского, лодка Иолшина, полупонтоны, из которых могли собираться различные плоты, понтоны, паромы, наплавные мосты. Полупонтоны, составлявшие основу понтонного парка (понтонного батальона) в середине 20-х годов подразделялись на два вида — носовые и средние и представляли собой железные плоскодонные конструкции, ограниченные снизу днищем, а с боков двумя отвесными бортами. Средний вес носового полупонтона был около 460 кг (примерно 28 пудов), среднего — 440 кг (около 27 пудов*). Грузоподъемность при осадке по ватерлинию носового полупонтона достигала 1930 кг (около 118 пудов), среднего — 1800 кг (110 пудов). Из полупонтонов собирались понтоны, служившие мостовыми устоями (опорами), средством для перевозки личного состава и грузов или составной частью парома. Для рекогносцировочных работ на воде использовалась вьючная парусино-капковая лодка системы Иолшина. Длина лодки была 3,048 м (около 10 футов), ширина между бортами у весельных уключин — 1 м (примерно 3 футов 6 дюймов), высота бортов над дном у весельных уключин — 0,5 м (1 фут 8 дюймов). Вес лодки — 50 кг; при намокании вес лодки увеличивался вдвое. Подъемная сила лодки составляла около 400 кг (примерно 25 пудов). Практически все военно-инженерное переправочное имущество перевозилось на повозках различного назначения. Некоторое исключение составляли складные парусиново-капковые лодки системы Иолшина, которые транспортировались вьючным способом. Поплавок Полянского имел вес 2 кг. Размеры надутого поплавка-0,7×0,36×0,35 м (1×1/2×1/2 аршин); при половинном погружении грузоподъемность составляла 24–28 кг, при полном погружении в воду — 48–56 кг; на надувание поплавка в среднем уходило 7 минут. Поплавок тонул при четырех пулевых пробоинах при полной нагрузке через 1,5- 2 минуты. Из поплавков Полянского собирались паромы, плоты, мосты, позволявшие производить переправу войск от одиночного бойца до тяжелого полевого орудия. Помимо переброски войск с использованием переправочных средств, личный состав, лошади, орудия могли переправляться на другой берег по мостам на жестких опорах. По ним перевозились грузы от легких до сверхтяжелых: ТАБЛИЦА 1. Классификация нагрузок на военные мосты. Класс нагрузки | Общий вес гусеничной системы, кг | Общий вес колесной системы, кг | Предельное даление на ось, кг | Л (легкий) | 6 000 | 4 000 | 3 000 | С (средний) | 15 000 | 9 500 | 7 000 | У (усиленный) | 24 000 | 13 000 | 10 000 | Т (тяжелый) | 45 000 | 20 000 | 15 000 | СТ (сверхтяжелый) | свыше 45 | свыше 20 | свыше 15 | Развитие техники и вооружения, изменение характера вооруженной борьбы потребовали совершенствования военно-инженерной техники, в том числе и переправочно-мостовых средств. В связи с этим в 1930 году наркомом по военным и морским делам была утверждена «Система инженерного вооружения». Она определила основные тактико-технические характеристики будущих инженерных средств и установила порядок их разработки и оснащение ими инженерных войск Красной Армии. Ввиду технического переоснащения войск, принятый на вооружение в 1926 году переправочно-мостовой парк на надувных лодках А-2 был заменен в следующем году парком на лодках А-3. Вообще лодка А-3 (рис. 5) предназначалась для десантных переправ, сборки паромов и наводки мостов в парках МдПА-3 и УВСА-3. Вес снаряженной лодки был около 450 кг. Грузоподъемность достигала 3600 кг, а скорость движения по воде 4 км/ч. Накануне и в годы войны перевозка парков из лодок А-3 осуществлялась, как правило, на автомобилях.
|