В одной из книг священника Ярослава Шипова я как-то наткнулся на утверждение, что Великую Отечественную войну «выиграло последнее крещеное поколение» [1]. Отчасти это верно. Но с другой стороны, это ведь то самое поколение, которое расстреляло и сгноило на каторгах ГУЛАГа большинство священников и монахов, уничтожило практически все храмы, церкви и монастыри, а те, что не уничтожило — осквернило, устроив в них тюрьмы, больницы, зернохранилища, санатории, танцевальные клубы и т. д. С некоторых пор мне стала попадаться фраза, ставшая уже почти поговоркой «На передовой атеистов не бывает». Не бывает, не бывает, не бывает… — несется со всех сторон. И уже начинаешь полагать это незыблемым правилом. Я довольно долго пытался понять — откуда она? Фраза эта всегда преподносится как некая догма «окопной правды», спорить с которой — дурной тон. Как будто так говорили чуть ли не все ветераны. А раз так, то и ответ нужно искать в мемуарах и воспоминаниях? Раньше, при Советском Союзе, роль Церкви как минимум замалчивалась, поэтому понятно, что искать ответ в воспоминаниях, вышедших в то время, бесполезно. Выхолощенные цензурой и ГлавПУРом, они и не могут содержать в себе такой правды. Довольно долго и внимательно я вчитывался в воспоминания ветеранов, которые публикует мой друг и коллега Артем Драбкин на своем сайте «Я Помню»;. Казалось бы — вот тут я найду подтверждение. Более семи сотен материалов просмотрел, но нет единодушного ответа! Некоторые из ветеранов говорят, что да, молились перед боем, другие говорят, что ерунда все это, не верили и не молились, третьи полагали, что нечто сверхъестественное все же есть, но конкретно с Богом и Церковью не связывали. В ответах не удалось найти не только единодушия, но даже вычленить преобладающий вариант. Таким образом, в воспоминаниях, которые записаны в период с 2000 года по нынешнее время найти подтверждение этой поговорке не удается. В качестве подтверждения приведу несколько наиболее характерных ответов [2]: «Суеверие или вера... молящихся не видел. Верил в сверхъестественное, непонятное человечеству, но не в таком виде, как преподносит религия» М. Б. Иванов «Было, молились. У меня второй номер по ПТР креститься любил. Когда мы под сильный огонь попадали, всегда крестился. Он был из Западной Украины, без подготовки к нам в часть попал. Я ему как-то сказал: „Ну что ты молишься? Если судьба твоя живым остаться — останешься, а нет — погибнешь‛. Мать моя была лютеранкой, я как-то не молился, хотя верю, что у меня ангел-хранитель был, он меня и спас» А. М. Климов «Да что религия?! В Бога мы не верили, конечно» А. М. Зуев «Приходилось ли мне сталкиваться с христианской религией на фронте? Ну, с религиозностью я, конечно, сталкивался. Но ведь религиозность — это не религия еще. Конечно, и „Слава Богу!‛ говорили, и „Господи, помилуй!‛ говорили, и все прочее» Л. Н. Пушкарев «Вы знаете, я ведь выросла в верующей семье, и хотя сейчас в церковь не хожу и даже не крещусь, но верю, что в душе каждого человека есть Бог. Кстати, на войне я ни разу не видела, чтобы кто-то из солдат молился. Может они где-то, и молились, но я не видела» Н. П. Тимофте Вот такие разные ответы. Повторюсь, преобладающего ответа выделить не удалось. Здесь существует один нюанс. Сегодня остались живы лишь те ветераны, которым в 1941 году было максимум по 18–20 лет, а зачастую — и того меньше. То есть, это те, кто родился уже при безбожном большевистском режиме. Именно их и опрашивал Драбкин. Возможно, более старшие поколения, кто родился до революции 1917 года, действительно тайно молились, или во всяком случае какие-то зачатки веры в Бога в них оставались с детства, и слова ко Господу действительно вдруг всплывали перед лицом реальной опасности. Ведь известно, что в минуты благоденствия человек самодостаточен: ему сейчас хорошо и поэтому никто особенно не нужен. Но стоит стрястись большой беде — и он начинает искать какую-то опору, мощную поддержку. Он ищет спасителя — во всех смыслах этого слова. Поэтому перед лицом практически неминуемой гибели в бою человек, давно позабывший про Бога, вдруг помимо своей воли о нем вспоминает. Один из участников русско-японской войны в своем дневнике писал, что «атмосфера постоянной опасности и смерти на войне, так же как и непосредственного соприкосновения с природой, тем хороша, что устремляет душу к вопросам вечности, вдаль от мусора жизни, от сумерек будней» [3]. К сожалению, проверить гипотезу о старшем поколении не представляется возможным: оно в полном составе уже давно отошло ко Господу. В свое время его серьезно никто не опрашивал, записок, избежавших карандаша советского редактора, не оставил, и спросить теперь не у кого. Время, время! Слишком много его прошло для поиска ответа на этот вопрос. Ныне живые ветераны — это глубоко пожилые люди, возможно, что они позабыли за давностью лет о таких нюансах. Ведь жить в безбожном обществе и открыто демонстрировать свою религиозность было не принято. Такого человека ожидали как минимум насмешки, а часто — и более серьезные неприятности. Возможно, он и вспоминал о Боге перед боем, но война окончилась более полувека назад, и такие психологические и нравственные тонкости постепенно забылись, оказавшись погребенными под спудом послевоенной оценки и переоценки прошедших событий. Есть все же одно косвенное подтверждение. Дело в том, что согласно исследованию Елены Синявской [4], о Боге и о некоторых сверхъестественных силах заговорило следующее военное поколение — «афганцы». Именно они, вернувшись с войны и рассказывая о ней друзьям, возродили поговорку «На передовой атеистов не бывает». 14 декабря 1994 года в «Комсомольской правде» была напечатана беседа академика Георгия Арбатова с политобозревателем Александром Афанасьевым: « —...Я помню, когда мы хоронили своих (а многих молодых ребят принимали в партию рано тогда), и вдруг крестик обнаруживается или ладанка... — вспоминал фронтовик, бывший ракетчик академик Г. Арбатов. — Верующий? Неверующий? Или мать дала там что-то такое? А потом я прочитал у генерала Эйзенхауэра, что в окопах атеистов не бывает. — То есть на фронте в Бога верили? — Да! Да! Ну как будто ты обращаешь свой крик — мысленно — о помощи, о спасении...» Оставляя за ветераном право на собственное мнение, я хочу лишь заметить, что в войну Г. Арбатов был начальником разведки дивизиона «катюш» и к окопам имел весьма отдаленное отношение. Хотя про крестики и ладанки вспоминают многие ветераны. Однако при этом говорят, что это им дала мама или бабушка, они это носили на всякий случай, но с Богом это особенно не связывали. Часто к крестику относились как к счастливому талисману и даже — языческому оберегу. Что же мы имеем в итоге? Выходит, что единого правила не было, все зависело от человека, от его воспитания и окружения. Кто-то действительно молился перед боем, но утверждать, что стоило попасть на передовую, и человек сразу перевоспитывался из безбожника в верующего — более чем смело. И поэтому слова маршала Д. Т. Язова мне кажутся более правильными, чем отца Ярослава: «Войну выиграли безбожники, но с помощью Божией». Источники: 1.Иерей Ярослав (Шипов) «Первая молитва» — М. Из-во Сретенского монастыря, 2010 г. 2.Сайт «Я Помню»;. 3."Свет милосердия" Дневник участника русско-японской войны (1904-1905) дивизионного врача В. П. Кравкова // Время и судьбы. «Военные мемуары». Вып. 1. М., 1991 г. 4.Е. С. Синявская «Психология войны в XX веке: исторический опыт России» — М.: РОССПЭН, 1999 г. 5."Безбожников в окопах не бывает", Комсомольская правда, 14.12.1994 г.
|
Комментарии
Но приходит черед и воспитательному моменту - ребенок в порыве очередного капзиза забегает в магазин с игрушками и теряется. Мама его ищет в это время в соседнем магазинчике, неодумевая куда делся ребенок отведи она глаза на 10 секунд в сторону.
Сначала чадо увлеченно рассматривает игрушки, но внутри начинает просыпаться тревога. Откуда она взялась у ребенка который не потерял нахальства и самоуверенности ни на одну минуту всей прогулки, пока мама была рядом? Что движет плачущим ребенком, безутешно рвущимся из рук подоспевших дядей и тетёй (ничуть не хуже мамы, даже еще более терпеливыми) , мечущимся в поиске мамы?....
Бессмысленно спорить с людьми, особенно увлеченными игру...то есть наукой, о том если ли Б-г. У дурака есть семь ответов мудрому.
Но когда приходит смерть, особенно когда она неторопливо засиживается "в гостях" как это происходит на войне то любой, включая дураков, начинает чувствовать ту самую тревогу оторвавшегося от мамы чада. И чем более зарвавшийся был по жизни "ребенок", тем больше ему придется бегать в поисках Того кого он так насмешливо пихал в терпеливый бок всю свою жизнь...
Это просто мнение. А вот как им воспользоваться помимо "почитать и даже похаять" - это уже зависит от зрячести читателей здесь.
Интересные сссылки по теме:
[www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/truhin.htm] - Религиозный подъем в CCCР во время ВОВ.
[aquaviva.ru/news/2010-05-15/1872.html]
Никто не мешает это сделать. Купите книгу, или качайте файл (10 мб): sklib.ru/libhistory/18409-vsesoyuznaya-perepis-naseleniya-1937-goda.html
RSS лента комментариев этой записи