Страница 1 из 3
Танки М3 Стюарт, подбитые во в...
Разбитая техника. На борту тан...
Болиндер, разбитый огнем враже...
Танки этого болиндера не успел... | Прорыв подготовленой обороны в годы Второй Мировой войны всегда был сложной проблемой для атакующей стороны. К нему тщательно готовились, массировали силы и средства, подбирали место и время. Каким же мог быть исход операций, в которых войска переходили в наступление ночью или в сложных метеоусловиях, фактически без артподготовки, а в самой атаке принимали участие лишь подразделения, вооруженные легким стрелковым вооружением? Абсурд,— скажете Вы,— такая операция обречена на провал. А ведь именно так можно охарактеризовать подавляющее большинство наших десантных операций 1-го и 2-го периодов Великой Отечественной войны! Достаточно сказать, что из 52 морских десантов, осуществленных советским ВМФ в 1941–1945 гг., лишь в двух случаях в боях за высадку принимали участие подразделения танковых войск, без которых едва ли обходилось хотя бы одно наступление на суше. Рассказ о наиболее крупном «танковом десанте» Великой Отечественной войны перед Вами... Вряд ли нужно напоминать, чем был для нашей страны 1942 год. В ходе этого нелегкого года мы последовательно убедились в том, что немцев можно бить, и в том, что до победы еще очень далеко. После новой полосы трудностей и неудач — великая победа на Волге. В результате целого ряда взаимосвязанных наступательных операций южное крыло германского фронта рухнуло, и части «победоносного Вермахта», как и год назад молниеносно покатились вспять. Наши войска, которые еще вчера отступали и вели ожесточенные оборонительные бои перешли к преследованию. Особенно разительными эти перемены были на Кавказе. Противник стремительно оставлял с таким трудом завоеванную территорию, но, несмотря на это, дать ему беспрепятственно отступить означало упустить возможность крупной победы. Это прекрасно понимали в Ставке Верховного Главнокомандования. Еще 26 ноября, т. е. всего через трое суток после завершения окружения Сталинградской группировки противника в адрес Закавказского фронта (командующий — генерал армии И. В. Тюленев) поступила директива на подготовку плана крупной наступательной операции. Вскоре такой план был составлен. В его основе лежало стремление отрезать пути отхода германских войск в обоих возможных стратегических направлениях — на Ростов и на Таманский полуостров. Совершенно логично, что в наступлении на таманском направлении должен был принять активное участие Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский), который в то время был непосредственно подчинен командованию фронта. Участие флота планировалось весьма широко, в т. ч. и в форме десантной операции в тыл противника. Любопытно отметить, что указание о планировании десанта было отдано флоту сразу же по получению директивы Ставки, т. е. задолго до того, как был определен замысел самого наступления и уж тем более оперативная задача для десантирующихся соединений. Вследствие этого не совсем понятно, когда и исходя из чего был определен состав высаживающихся войск. По отечественным меркам он был весьма значителен: две бригады морской пехоты, одна стрелковая бригада, 563-й отдельный танковый батальон и подразделения усиления. Такая концентрация сил выводила операцию, которая впоследствии получила название Южно-Озерейской, на третью по величине позицию в Великой Отечественной войне. К сожалению, о 563-м ОТБ удалось найти лишь отрывочные данные. По всей видимости часть была сформирована в начале лета 1942 г. в Сумгаитском танковом лагере. 31 августа батальон вошел в боевой состав Закавказского фронта и принимал участие в боевых действиях в районе Моздока и Нальчика в составе 37-й армии. Точной информации о типе машин, находившихся на вооружении в тот период нет, но с большой долей уверенности можно сказать, что изначально это были британские танки «Валентайн» и американские М3 «Генерал Стюарт»;. В первых числах декабря батальон был снят с фронта и переброшен в район Туапсе, где ему предстояло доукомплектоваться и готовиться к операции. Там же он был полностью перевооружен на М3. Тем, кто приехал в город и ищет квартиры на сутки в Минске — такие варианты есть, причем по очень хорошим расценкам.
|