Страница 2 из 2 Зенитный автомат 61-К Артуправлению РККА с самого начала понравилась 45-мм пушка 49-К (ЗИК-45), сделанная по образцу 40-мм пушки «Бофорс», но одновременно военспецы АУ считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных автоматов. Поэтому уже в январе 1938 года АУ предложило КБ завода № 8 на базе 49-К разработать проект 37-мм автоматической пушки в связи с тем, что «переход на 45-мм калибр является спорным». КБ завода № 8 быстро спроектировало 37-мм автомат ЗИК-37 (позже получивший заводской индекс 61-К), благо отличался он от 49-К в основном размерами качающейся части, а повозки обеих систем были совершенно одинаковы. 10 октября 1938 года первый опытный образец ЗИК-37 был отправлен на полигонные испытания.
По этой теме рекомендуем:Отличная монография А.Широкорада "Артиллерия в Великой Отечественной войне"
Интересное исследование О.Ащеулова "Артиллерия Красной армии 1941-1943 гг. История организации и боевого применения" Принципиально автоматы 49-К и 61-К были совершенно одинаковы. Забегая вперед, скажем, что длительная эксплуатация автоматов 61-К (70-К) выявила достоинства автоматов: надежная работа механизмов в условиях заряжания и отсутствие смазки; непрерывное питание автомата патронами; удобное обслуживание. Недостатком схемы устройства автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательности работы основных механизмов, а именно: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла откат — накат ствола и временем работы всех механизмов автомата равно 1:2, что было существенным недостатком системы. Сравнительно свободное движение патрона в приемнике приводило к перекосам их в магазине и задержкам. Неправильно вложенная обойма с патронами в магазин вызывала движение патронов в приемнике с перекосом. Этому способствовало то положение, что обойму требовалось вставить в приемник, постоянно качающийся вместе с качающейся частью. По приемнику патрон двигался вместе с обоймой, а затем освобождался и двигался самостоятельно. Обычно обойма отделялась без особых усилий и выходила свободно, но в случае задержки обоймы в движении она удерживала и патрон, что приводило к перекосу и задержкам в стрельбе. Недостатком схемы являлся большой путь движения патрона по инерции при посылке, а также движение экстрагируемой гильзы по инерции на всем ее пути. Кроме того, нельзя считать удачным ударное выбрасывание гильзы. В боевом и походном положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка подрессоренная, имела колеса от автомобиля ГАЗ-АА размером 32×6". Задний ход повозки был жестко соединен с хребтовой балкой повозки, а передний ход мог поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к хребтовой балке, чем достигалась большая устойчивость орудия на походе. Для перевода системы из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры путем поворота осей переднего и заднего ходов. Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, расположенными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки. Во время стрельбы на платформе станка обычно находилось 5 номеров расчета: с правой стороны — наводчик по азимуту и установщик скорости и дальности на прицеле; с левой — наводчик по углу возвышения, установщик курса и угла пикирования или кабри-рования на прицеле и заряжающий. С 1943 года установка 61-К снабжалась щитом. Любопытно, что с 1 октября по 1 ноября 1940 года были проведены сравнительные испытания пушки 61-К с ее прототипом трофейной 40-мм пушкой «Бофорс». Основные выводы комиссии по результатам испытаний "40-мм пушка «Бофорс» по основным ТТД и эксплуатационным качествам преимуществ перед 61-К не имеет. В целях улучшения конструкции пушки 61-К необходимо целиком позаимствовать у «Бофорса» сцепное устройство, тормозную систему, расположение тормозного сапожка и крепление ствола. Прицел «Бофорс» уступает прицелу пушки 61-К". В 1939 году 61-К была принята на вооружение под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г.» В конце 1939 года на заводе № 8 была изготовлена опытная серия — 15 автоматов 61-К. Первый заказ на 37-мм пушки 61-К был дан в 1940 году в объеме 900 орудий, из которых к 1 июля 1940 года было сдано 147 штук, а к 1.01.1941 г.— 544 штуки. Цена одной пушки в 1939 году составляла 65 000 рублей. В 1941 году планировалось изготовить 1700 пушек 61-К (все на заводе № 4). Всего предполагалось иметь в РККА 9132 пушки 61-К, из них 1000 в мобилизационном запасе. Производство автоматов 61-К для буксируемых пушек прекращено в 1945 году. ТТХ УСТАНОВКИ 61-К Параметр | 61-К | Калибр, мм | 37 | Длина ствола, клб | 62,6 | Масса орудия в боевом положении (без щитков), кг | 2100 | Масса откатных частей, кг | 130 | Углы ВН, град. | -5 +85 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 880 | Темп стрельбы, выстр/мин | 160-170 | Время перевода в боевое положние, с. | 25-30 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 60 | Расчет, чел. | 7 | ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 61-К Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | Дальность по самоликвидатору, с | Досягаемость по высоте макс., м | Досягаемость по самоликвидатору, с | ОР-167 БР-167 | 880 | 8500 | 3700 | 6500 | 3800 | Бронепробиваемость 61-К для боеприпаса БР-167 Угол | 60° | 90° | 300 м | 41 | 51 | 500 м | 38 | 46 | 700 м | 34 | 42 | 1000 м | 30 | 37 | 1500 м | 25 | 30 | Источники: Энциклопедия вооружений КиМ А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
Корабельная 37-мм зенитная уст...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
', BELOW, RIGHT, CSSCLASS, TEXTFONTCLASS, 'fontPhocaClass', FGCLASS, 'fgPhocaClass', BGCLASS, 'bgPhocaClass', CAPTIONFONTCLASS,'capfontPhocaClass', CLOSEFONTCLASS, 'capfontclosePhocaClass');" onmouseout="return nd();" >
Корабельная 37-мм двухорудийна...
|