Страница 1 из 2 ПРИМЕНЕНИЕ: Серийные танки: ИС-2 (ИС-122). Серийные САУ: ИСУ-122, ИСУ-122С. Экспериментальные танки: КВ-122, Т-43–122, Т-44–122. Экспериментальные САУ: СУ-122П, СУ-102. Еще в августе 1943 года, советские специалисты, изучая итоги Курской битвы, обратили внимание на то, что единственной пушкой, успешно расправлявшейся с немецкими «Тиграми», была 122-мм корпусная пушка А-19. Зенитное же 85-мм орудие, баллистика которых была взята за основу при создании танковой пушки Д-5, планировавшейся для вооружения ИС и Т-34, оказались слабыми при ведении огня против лобовой брони «Тигров» и «Пантер» с дистанции далее 500–600 м и очень незначительно отличались в бронепробиваемости от 76-мм пушек, ведущих огонь снарядами БР-350Б. 10 августа 1943 года Ж. Я. Котин послал на завод № 9 Наркомата вооружений письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Руководство завода и его артиллерийского КБ ответили, что разработанные и испытанные ими на пушке Д-5 и гаубице Д-6 универсальные противооткатные устройства позволяют установить в единой люльке все типы имеющихся полевых орудий, кроме 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и предложили Котину эскизные проекты танковых вариантов 122-мм пушки Д-2 (А-19 облегченная) и 152-мм гаубицы Д-1. Правда, их установка в маске танка КВ-85 и ИС-85 требовала введения в конструкцию дульного тормоза. Танк ИС со 122-мм пушкой Д-2 очень понравился наркому танковой промышленности В. А. Малышеву и совместным решением НКТП и НКВ заводу № 9 предписывалось провести срочное изготовление танкового варианта орудия А-19 и предъявить его для испытаний к 11 ноября 1943 года. Первый образец 122-мм танковой пушки, называвшейся «А-19 танковая» (в литературе также встречается обозначение А-19Т), с поршневым затвором и литым Т-образным дульным тормозом, был изготовлен к 12 ноября 1943 года и сразу поступил на испытания. Государственные испытания танка ИС-122 («Объект 240»), а именно такое обозначение получил ИС с новой пушкой, показали удовлетворительный результат, хотя и не обошлось без ЧП. Во время первого же выстрела дульный тормоз пушки разорвало и разлетевшимися осколками едва не задело присутствовавшего здесь К. Е. Ворошилова. Военные, рьяно возражавшие против наличия у танковых орудий дульного тормоза (из-за пондимавшегося облака пыли при выстреле, что сильно демаскировало огневую позицию), приводили данный факт в качестве дополнительного аргумента в свою пользу. Но принятие на вооружение танкового 122-мм орудия поддержал И. Сталин, которому, вероятно, очень хотелось, чтобы отечественный тяжелый танк, к тому же носящий его имя имел самое мощное в мире вооружение. И потому дульный тормоз был оставлен как исключение. Первоначально его конструкция была заимствована у немецкого 8,8-см танкового орудия KwK-43. В отечественной номенклатуре такой тормоз получил название дульный тормоз «немецкого типа». Орудие же с таким тормозом было переименовано и в валовое производство пошло с индексом Д-25 (Д-25Т — танковая модификация и Д-25С — самоходная). Примечательно, что в документах ОКБ № 9 за 1943 год, танковые орудия именовались: 122-мм танковая пушка Д-2-5 и 152-мм танковая гаубица Д-1-5, что позволяет предположить, что их номер складывался из индекса ствола (122-мм пушка Д-2 и 152-мм гаубица Д-1) в первой цифре индекса и индекса люльки с противооткатным механизмом (Д-5) во второй цифре индекса. Это подтверждается тем, что, например, орудие Д-7 разрабатывалось намного позднее Д-25 и Д-15, появившихся почти одновременно. В начале 1944 года в серию пошел несколько модернизированный вариант Д-25, оснащенный полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, что почти удвоило скорострельность орудия с 1–1,5 до 2–3 выстрыстрелов в минуту. В то же время такой темп стрельбы значительно увеличивал загазованность боевого отделения при ведении интенсивного огня. С марта 1944 года дульный тормоз «немецкого типа» орудия Д-25Т был заменен дульным тормозом конструкции ЦАКБ, имевшим более простую технологию изготовления и бОльшую эффективность. Вариант орудия Д-25С для установки в САУ ИСУ-122 вообще не имел дульного тормоза, т. к. более просторное боевое отделение САУ позволяло установить нормальную длину отката. Если преимущества 122-мм Д-25 перед 85-мм Д-5 были очевидны, то 100-мм пушка Д-10 составляла серьезную конкуренцию пушке Д-25. В 1944 году пушка Д-10 всерьез рассматривалась как возможная альтернатива вооружения танков ИС. Главными преимуществами пушки Д-10 перед Д-25 конструкторы называли большую скорострельность (6–8 выстрелов в минуту), а также меньшую стоимость выстрела при практически равной бронепробиваемости. Главным аргументом сторонников Д-25 было отсутствие отработанного 100-мм бронебойного выстрела, а также бОльшее могущество 122-мм фугасного снаряда. «Война калибров» окончилась лишь перепиской (см. переписку по Д-10 и докладную записку). Несмотря на все доводы, отказом от установки Д-10 в танк ИС-2 следует считать то, что к моменту, когда Д-10 была доработана, танки ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25 уже воевали на всех фронтах и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. А поскольку никаких серьезных выгод Д-10 перед Д-25 не имела, то эту тему оставили.
|