Страница 3 из 5 Проектирование плавающего танка «010» было закончено весной 1939 года. К июлю уже изготовили 4 опытных образца, а к следующему лету еще 2 машины. На них, как впрочем и на первых серийных машинах, временно устанавливались импортные силовые агрегаты «Додж» Д-5 (76 и 85 л.с.) из-за отсутствия развернутого производства аналогичных двигателей в Горьком (первый промышленный образец мотора ГАЗ-11 был собран 16 февраля 1940 года, танковую модификацию «202» начали делать позже). Два образца нового плавающего танка «010», получившего армейский индекс Т-40, в июле-августе 1939 года проходили полигонные испытания. Проводились испытания и на плаву, по преодолению естественных и искусственных препятствий, по проверке условий жизнеобеспечения экипажа, а также приборов наведения оружия и средств связи. По результатам полигонных испытаний завод оперативно внес изменения в конструкцию машины. Длину корпуса увеличили на 120 мм, ширину на 50 мм при одновременном снижении высоты танка на 20 мм. База опорных катков возросла на 75 мм, что служило повышению продольной устойчивости, были увеличены сечения торсионов, а также диаметр и ширина катков — это сделало их достаточно надежными. Вместо 3-лопастного винта диаметром 400 мм. установили более эффективный 4-х лопастный. Несколько изменили конструкцию траков гусениц с целью предотвращения их спадания при угле бокового крена всего 28°, в то время как сползание машины наступало только при 34°. Одновременно высоту преодолеваемой стенки подняли на 6 см. Установка новых двигателей ГАЗ-202 (импортные имели заметный износ, частично оказались разрегулированными и не развивали расчетного крутящего момента) должна была повысить предельный преодолеваемый подъем до 28°. Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года танк Т-40 приняли на вооружение Красной Армии в единой гамме боевых машин нового поколения. В соответствии с этим же постановлением завод № 37 должен был выпустить к 1 марта 1940 года три опытных образца Т-40, к 1 августа установочную партию из 15 танков, а с 1 октября приступить к их серийному производству. Для знакомства с новыми машинами, летом 1940 года на завод приезжали новый нарком обороны СССР С. К. Тимошенко и начальник Генерального штаба Г. К. Жуков, который проявил особый интерес к танку Т-40 и к мобилизационным возможностям предприятия в целом.
|