013.jpg
The Russian Battlefield
002.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Легкие танки Легкий танк Т-40
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

  • V_P
Сейчас на сайте:
  • 1 пользователь
  • 101 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 1487
Вчера: 2738
На прошлой неделе: 19690
В этом месяце: 85304
В прошлом месяце: 67946
Всего: 154666



Баннер

Легкий танк Т-40

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 21:34
Последняя редакция 24.12.2010 15:36

После проведения серьезной реконструкции завода № 37 и внедрения новых технологических процессов, в октябре 1940 года началось серийное производство Т-40. До конца года планировали выпустить 100 танков, фактически сдали только 41 (не считая шести опытных). В 1941 году производство удалось расширить. До 22 июня изготовили еще 179 машин. Эти 279 танков Т-40 и вступили в войну. Всего же за первое полугодие 1941 года их было выпущено 192 единицы.

Потребность армии в тот критический период даже в этих легких и слабовооруженных машинах оказалась настолько велика, что для расширения их производства, по инициативе начальника НТК ГБТУ генерала С. А. Афонина, завод пошел на упрощение конструкции. В первую очередь ликвидировали все водоходное оборудование: гребной винт с карданным приводом, коробку отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, теплообменник, водоотбойный щит, компас. Отказались и от радиостанции. В июле было произведено уже 60 таких машин с использованием большого задела прежних бронекорпусов с нишей винта. Вопреки сложившемуся мнению вооружение не менялось. Судя по документам, они выпускались под той же маркой — Т-40. В послевоенное время некоторые источники стали ыделять их условной маркой Т-40С («сухопутный»).

Пушку ТНШ установили только на модифицированном полигонном образце Т-40С, единственном уцелевшем танке этого типа, ныне хранящемся в Музее бронетанковой техники в Кубинке. Интересно, что такой же инициативной переделке на полигоне подвергли и танк Т-38, который можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве.

В том же июле 1941 года Наркомат вооружения дал задание на установку в башне танка Т-40 более мощной серийной 23-мм пушки ПТ-23ТБ конструкции Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина, доработанной в ОКБ-16 А. Э. Нудельманом.

Начиная с августа 1941 года кормовой лист корпуса стали делать прямым, без ниши винта, а за счет массы ликвидированных водоходных агрегатов увеличили, хотя и незначительно, до 15 мм, толщину лобового и бортовых листов корпуса и до 20 мм. листов подбашенной коробки, бортов башни и маски спаренной установки. Конструкция корпуса, применительно к условиям военного времени, стала более рациональной и полностью сварной из гомогенной брони. Но в целом конфигурация его не изменилась, машина оставалась такой же высокой, как и Т-40, что повышало ее уязвимость на поле боя, хотя по своей бронезащищенности она уже не уступала распространенному в РККА десятитонному Т-26 и имела более высокую среднюю скорость по местности. Так как этот вариант танка носил заводской индекс «030», то его неофициально иногда называли Т-30. Начиная с сентября 1941 года, на некоторых серийных Т-30 уже устанавливалась автоматическая 20-мм танковая пушка ШВАК (боекомплект — 750 снарядов), которая еще находилась в стадии доработки.

Ее устанавливали в спаренной установке с пулеметом ДТС (1512 патронов в 24 магазинах). Всего в 1941 году было изготовлено 443 танка Т-40 трех разновидностей, которые ни в заводской отчетности, ни в войсках не разделялись, марка же Т-30 вообще не прижилась.

Осенью 1941 года на московском заводе № 733 («Компрессор») на Т-40, как на шасси высокой проходимости, монтировали вместо башни реактивные установки залпового огня БМ-8-24 (ведущий конструктор Д. И. Сазонов).

В целом танк Т-40 оказался удачным. Интересно, что его боевые возможности — противопульная бронезащита и спаренная установка тяжелого и легкого пулеметов, соответствовали и послевоенным требованиям к плавающей легкой разведывательно-дозорной машине. Несмотря на скромную удельную мощность Т-40, его максимальная скорость по дорогам и, что особенно важно, средняя скорость движения по пересеченной местности были достаточными и для конца 40-х годов, его водоходные качества также долго соответствовали новым задачам. Это видно из тактико-технических данных аналогичных плавающих машин, созданных после войны коллективом Н. Л. Астрова: в 1949 году АСУ-76 и в 1954 году АСУ-57П. Кроме пушечного вооружения они практически ничем не превосходили Т-40 почти пятнадцатилетней давности.



 
Оцените этот материал:
(1 голос, среднее 4.00 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить