005.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Средние танки Средний танк Т-28
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

  • Павел
Сейчас на сайте:
  • 1 пользователь
  • 30 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 235
Вчера: 1968
На прошлой неделе: 12347
В этом месяце: 2203
В прошлом месяце: 72644
Всего: 139876



Кажется, я вот тут видел комплектные трансформаторные подстанции, но не уверен =)
Баннер

Средний танк Т-28

Печать
Share
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 20:52
Последняя редакция 25.12.2010 18:29

11 февраля 1940 г. 91-й ТБ капитана Яковлева совместно с частями 123-й СД, после полуторачасовой артподготовки, начали штурм высоты 65,5. Особенно успешно действовала головная рота батальона, под командованием ст. лейтенанта Хараборкина. К моменту окончания артподготовки рота Хараборкина подошла к первой линии надолбов, и по проходам, проделанным саперами, преодолела ее. Затем сходу была преодолена вторая линия надолбов (в ней проходов уже не было). Некоторые машины расстреливали надолбы из орудий, а другие (в том числе танк комроты) прошли по верхам надолбов. Засыпав фашинами, противотанковый ров и перейдя его, танки завязали бой с ДОТами, прикрывая пехоту. Танк Хараборкина тремя бронебойными снарядами разбил бронедвери одного из ДОТов, заставив его замолчать. Пехота, пользуясь поддержкой танков, пошла на штурм. К вечеру 11 февраля высота 65,5 была взята. Потери роты Хараборкина в этом бою составили 4 Т-28. За «умелое руководство ротой в бою и высокое личное мужество» ст. лейтенанту Хараборкину присвоили звание Героя Советского Союза.

12 февраля комбриг Борзилов перебросил в район высоты 65,5 95-й ТБ, с помощью которого прорыв расширили и углубили, и к вечеру 13 февраля 1940 г. на этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была полностью прорвана.

В дальнейшем 20-я ТТБр вошла в состав подвижной группы комбрига Борзилова. 17 февраля группа подошла к Кямяря, а с 18-го начала наступление в двух направлениях — 1-я танковая бригада на Пиен-Перо, а 20-я ТТБр на Хонкониеми. Встретив сильное сопротивление, группа вела бои до 20 февраля. После чего 1-ю танковую бригаду вывели в резерв а 20-я продолжала бои в районе Хонкониеми совместно со 123-й СД. 20–27 февраля бригада вела бои за овладение станцией Хонкониеми и населенными пунктами Кусисто, Юкола. Особенно отличился в этих боях 95-й ТБ (командир капитан Стрельмах).

29 февраля 20-я ТТБр завязала бои за ст. Перо. Финны пытались контратаковать пехотой при поддержке двух танков «Виккерс» (№R-672, №R-666). «Виккерсы» вышли на позиции 91-го ТБ, где и были подбиты. В журнале боевых действий 91-го ТБ этому эпизоду отведена всего одна строчка: «Во время атаки станции Перо в одном километре северо-западнее Вяракоски с хода были расстреляны два танка „Виккерс‛. По финским данным в этом бою из 8 танкистов погибло трое и 1 был ранен. В этот же вечер станция Перо была взята.

1 марта 91-й ТБ овладел районом Перо-Инсункюля и высотой 30,6, захватив там батарею 76,2-мм орудий, радиостанцию, более 100 лошадей и разгромив штаб пехотной дивизии. 3–7 марта 1940 г. 20-я ТТБр во взаимодействии со 123-й СД, вела бои за высоты 13,7 и 88,0, преодолевая при этом надолбы, минные поля и зоны затопления. 7 марта во время атаки высоты 13,7, когда пехота встретила сильное сопротивление финнов и залегла, лейтенанты Яник, Копытов и военком 90-го ТБ ст. политрук Брагин вышли из танков, вернулись к пехоте и повели ее в атаку на финские позиции, завершившуюся рукопашной. В результате, сильно укрепленная высота 13,7 была взята, а трем командирам-танкистам было присвоено звание Героев Советского Союза (Брагину — посмертно).

20-я тяжелая танковая бригада им. С. М. Кирова сыграла при прорыве „линии Маннергейма‛ наиболее активную, если не решающую роль. Командование РККА высоко оценило роль бригады в боях на Карельском перешейке — в апреле 1940 г. Указом президиума ВС СССР бригаду наградили орденом Боевого Красного Знамени. 21 танкист был удостоен звания Героя Советского Союза, а 613 человек наградили орденами и медалями, из них: орденом Ленина −14, орденом БКЗ −97, орденом Красной Звезды — 189.

Потери бригады в личном составе за все время боев составили 169 человек убитыми, 338 ранеными и 57 пропавшими без вести.

Во время боев на Карельском перешейке танки Т-28 использовались как раз для того, для чего их и создавали — для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций противника. Т-28 показали себя в этих боях с самой лучшей стороны.

Однако, даже несмотря на более сильное бронирование (по сравнению с Т-26 и БТ), первые же бои показали, что Т-28 уязвим (так же как и Т-26 и БТ) для 37-мм ПТО финской армии. Поэтому после окончания финской кампании часть Т-28 была срочно экранирована дополнительными листами брони (103 подверглись полной экранировке 28 — частичной). Бои на „линии Маннергейма‛ показали, что Т-28 является надежной и ремонтнопригодной машиной, несмотря на суровые условия эксплуатации, артиллерийский огонь и минные поля.

К началу войны в 20-й ТТБр имелось 105 Т-28. В ходе боев с Кировского завода на пополнение прибыло 67 новых танков 1939–1940 г. выпуска, таким образом, общее количество Т-28, участвовавших в „зимней‛ войне составляло 172 машины. Потери 20-й ТТБр составили:

Причины потерь С 30 ноября 1939 г. по 11 февраля 1940 г. С 11 февраля по 13 марта 1940 г. Всего потерь
От артогня 80 75 155
Подорвалось на минах 38 39 77
Сгорело 23 7 30
Утонуло 10 11 21
Захвачено противником 2 - 2
Вышло из строя по тех. причинам 107 90 197
Итого потерь 260 222 482

Из 482 потерянных танков в ходе боев было восстановлено 386, что составляет 80% потерь. Каждый участвовавший в войне Т-28 восстанавливался как минимум дважды (некоторые машины до 5 раз!) и снова шел в бой. Из общего числа потерь безвозвратные составили всего 32 танка, сгорело 30 машин и 2 было захвачено финнами — то есть 7%. Конечно такой результат, объясняется не только прекрасной работой ремонтных подразделений бригады, но и близостью Кировского завода. Но все же цифры доказывают, что танк Т-28 при грамотном обслуживании и наличии запчастей был надежной боевой машиной, даже при эксплуатации в тяжелейших условиях.



 
Оцените этот материал:
(4 голоса, среднее 3.00 из 5)

Комментарии  

 
0 # Wasilij Saizev 11.12.2010 18:21
У вас написано что установка гаубицы Б-4 на Т-28 осталась на бумаге. Но вопреки этому существует фотография такой установки. смотрите линк ниже

http://forum.exler.ru/arc/uploads/post-127-1121511487.jpg
Ответить
 
 
0 # Валерий Потапов 11.12.2010 18:28
Большое спасибо за уточнение! Конечно, автор имел ввиду, что до серийного производства дело так и не дошло.
Сейчас поправлю.
Ответить
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить