Страница 1 из 5 История создания К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси в СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на шасси американского грузовика «Форд-Тимкен», который стал поступать в Советский Союз в 1931 году. В конце года к сборке этих автомашин приступил завод «Гудок Октября» в Канавине, близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года на рембазе № 2 в Москве на это шасси установили бронекорпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым построили еще около 20 броневиков, получивших обозначение БА-27М. Одновременно с этим на Ижорском заводе, с использованием того же шасси, было выпущено несколько десятков бронеавтомобилей Д-13, разработанных по проекту Н. И. Дыренкова. {articles=505} В 1932 году инженер П. Н. Сячентов, известный своими разработками в области артиллерии, спроектировал универсальный средний плавающий бронеавтомобиль БАД-2 (Бронеавтомобиль-Дрезина), способный, кроме всего прочего, передвигаться по железнодорожной колее. Был построен единственный экземпляр. Однако ни одна из указанных машин по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяли военных. Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль с резервом для модернизации на перспективу. В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина разработали бронеавтомобиль БА-И (И — ижорский; в некоторых публикациях название этой машины пишется слитно). При его создании использовалось все то же трехосное шасси «Форд-Тимкен». Корпус броневика выполнялся полностью сварным — для того времени это было передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Еще одной интересной новинкой в конструкции БА-И были запасные колеса (идея позаимствована у Д-13), подвешенные по бортам корпуса и свободно вращающиеся на осях. Запаски не давали бронеавтомобилю сесть на дно и облегчали преодоление окопов и рвов. В дальнейшем это инженерное решение кочевало с одного пушечного БА на другой, вплоть до БА-10. Бронеавтомобиль БА-И выпускался небольшой серией в 1932–34 годах и состоял на вооружении Красной Армии.
|