008.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Танки Тракторы и автомобили Первые советские грузовики

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 60 гостей
  • 5 роботов

Посетители

Сегодня: 605
Вчера: 2453
На этой неделе: 5382
На прошлой неделе: 15098
В этом месяце: 52315
В прошлом месяце: 82809
Всего: 165468



Баннер

Первые советские грузовики

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 22:03
Последняя редакция 09.03.2011 11:45

Прошло менее 9 лет с момента выпуска первых АМО и всего полтора года с начала конвейерного автомобильного производства, когда был предпринят грандиозный в истории техники пробег автомобилей. Пробег протяженностью 9400 км по проселочным дорогам, через пустыню Каракум да еще и с попутными археологическими, геологическими и другими исследованиями. Пробег должен был показать, оправдался ли выбор нашими специалистами конструкций автомобилей и справилась ли молодая советская промышленность с освоением их производства.

Только три участвовавших в пробеге автомобиля были собраны из зарубежных деталей. Остальные двадцать машин — серийные: АМО-3 (после пробега и некоторого улучшения конструкции он стал 3-тонным и получил марку ЗИС-5), полуторатонные ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Лишь экспериментальные трехосные автомобили ГАЗ-ААА и «газик» на шинах «сверхбаллон» можно считать специально предусмотренными для езды по бездорожью.

Условия пробега были очень тяжелыми. Температура в кабинах достигала 75°С. В зыбучих песках буксовали колеса, машины вязли до ступиц. Мелкая пыль проникала во все щели. На солончаковых болотах и выветрившихся гипсовых породах скорость падала до 1 км/ч. Проблемой было снабжение людей и машин водой. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения.

Особый интерес представляло испытание шин из отечественного синтетического каучука (СК). Шины СК хорошо выдержали переход. Износ их не отличался от износа шин из натурального каучука.

«Сверхбаллоны» предложил московский Научно-исследовательский институт шинной промышленности. Казалось бы, незначительное изменение конструкции, но оно преобразило общий вид и ходовые качества машин. «Газики» со стандартными шинами прошли часть пути, можно сказать, на плечах членов их экипажей. Машина же со «сверхбаллонами» катила по пустыне, как по асфальту!

Все автомобили завершили каракумский пробег без существенных поломок. Эта суровая проверка дала ценные сведения конструкторам. Сомнительное новшество — масляные воздухоочистители — спасли двигатели от пыли и с тех пор стали стандартным оборудованием наших автомобилей. В результате испытаний шин «сверхбаллон» на всех советских автомобилях стали применять шины сравнительно большого объема и низкого давления. Подтвердилась необходимость увеличения радиаторов. Были внесены улучшения в конструкцию ведущих мостов трехосных автомобилей. Газета «Известия» от 3 октября 1933 отмечала: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса, побед генеральной линии ленинской партии». Добавим: и в книгу истории автомобильной техники.

Источники: Ю. А. Долматовский «Автомобиль за 100 лет», 1986
«Наука и жизнь» № 3, 1996

Сегодня, как и во время войны, для грузоперевозок очень часто используют полуторатонные грузовички, только если сегодня осуществляют грузоперевозки Газелью, то тогда — обычной «полуторкой» ГАЗ-ММ.



 
Оцените этот материал:
(6 голосов, среднее 5.00 из 5)

Комментарии 

 
0 # Георгий 14.02.2011 19:43
Замечательная статья!мне понравилось.:)
Ответить
 
 
0 # Uyraell. 02.03.2011 18:38
An excellent and very interesting article.
I enjoyed reading it, and would hope to see more soon.
Thank you, Spasiba, for making this article available. :-)
Uyraell, New Zealand.
Ответить
 

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить