Страница 2 из 2 Советский опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получившего индекс Т-33, был готов двумя годами позже, весной 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и вышел на испытания. Внешне Т-33 во многом походил на английский VCL. Корпус танка был изготовлен из обычной (неброневой) стали толщиной 4–9 мм. Как и у VCL, для повышения плавучести Т-33 вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри, для облегчения конструкции, поплавки заполнялись легкой пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 63 л.с. вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, а трансмиссия (главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы) — в передней части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Они располагались слева, один за другим. Вооружение Т-33 — один 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в башне, вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая часть машины была изготовлена по образу и подобию английского VCL. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ на плаву. В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее: «Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован замнаркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2–3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7–8 км/ч» (РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.45). На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его „утка‛ плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные» (РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.143, Л.222). Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий. В заключение хочется обратить внимание читателя на то, что первые амфибии VCL прибыли в СССР уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, то есть говорить, что советский танк являлся копией английского нельзя. Схожесть же советского Т-33 и английского VCL объясняется общими родственными корнями, шедшими от английской фирмы Vickers Armstrong. Источники: «Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40», Фронтовая Иллюстрация № 3, 2003.
|