122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19) Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: «Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах»: а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой." Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством Ф. Ф. Лендера, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами. В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры М. Я. Крупчатников и В. Н. Дроздов, и сотрудники завода № 172. 17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой. Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами — скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования — ГКБ-38 (ГКБ-38 — Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А — это индекс ГКБ-38). Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу «Баррикады» в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод «Баррикады» в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27. С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях. 122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года. В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от 152-мм гаубицы МЛ-15. До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года — только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т. е. затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. В 1937 году КБ завода «Баррикады» внесло ряд изменений в конструкцию затвора. Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов — скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны. Главным «украшением» системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2–3 минуты. Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин. 122-мм пушка образца 1931/37 г. 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола 122-мм пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. Работы велись под руководством Петрова. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172. Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием «122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.». Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19. Танковый вариант пушки под обозначением Д-25 устанавливалась в серийные САУ ИСУ-122 и танки ИС-2 и ИС-3. Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г. Опытные варианты 122-мм пушки А-19 В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу «Баррикады» изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс Бр-3. 16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с «Баррикад» на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: «Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой». В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал. В 1933–1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 12 2-мм пушек обр. 1931 г. нарезными снарядами. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм. При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды чертежа 6105 при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма «хитрым» способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены. 122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от танка Т-2б. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году. Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу «Баррикады», который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-2б) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г.— на 1485 мм. Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20–25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) — до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч. 20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода «Баррикады». С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км. Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за трактором «Коминтерн» и автомобилем ЯГ-10. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни «Коминтерн», ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц — ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная — скорость 30 км/ч по шоссе и 12–15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности. Согласно заключению комиссии: «Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям». Производство 122-мм пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г. 122-мм корпусные пушки в 1933–1940 годах изготавливались на заводе «Баррикады». На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941–1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172. К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта. 122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки. К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК. Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда БР-471, который был разработан еще в начале 30-х годов, началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б. ТТХ ПУШЕК ОБР. 1931 И 1931/37 ГГ. Калибр, мм | 121,9 | 121,9 | Длина ствола, клб | 46,3 | 46,3 | Масса орудия в боевом положении, кг | 7100 | 7117 | Масса орудия в походном положении, кг | 7800 | 7907 | Масса откатных частей, кг | 2400 | 2400 | Углы ВН, град. | -4° +45° | -2° +65° | Угол ГН, град. | ±28° | ±29° | Длина отката, макс., мм | 1400 | 1400 | Скорострельность, выстр/мин | 3-4 | 3-4 | Время перевода в боевое положение, мин | 10-12 | 8-10 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 17 | 24 | Расчет, чел. | 9 | 9 | ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ Боеприпас | Нач. скор., м/с | Угол | Дистанция, м | 500 | 1,000 | 1,500 | 2,000 | БР-471 | 780 | 60° | ГП=122 | ГП=115 | ГП=107 | ГП=97 | 90° | ГП=152 | ГП=142 | ГП=133 | ГП=122 | БР-471Б* | 780 | 60° | 125 | 120 | 110 | 100 | 90° | 155 | 143 | 132 | 116 | БР-471Б** | 780 | 60° | 125 | 120 | 110 | 100 | 90° | 155 | 145 | 135 | 125 | * Данные получены эмпирическим путем. ** Данные, полученные в результате стрельб ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г. Год | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | Всего | Количество | 30 | 91 | 78 | 150 | 256 | 469 | 442 | 385 | 414 | 160 | 245 | 206 | 2926 | В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли. БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г. Индекс | Масса, кг | Масса ВВ, г | Взрыватель | ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ | ОФ-471Н (пушечный) | 25 | 3,8 | РГМ, Д-1, В-90 | ОФ-471 (пушечный) | 25 | 3,6 | РГМ, Д-1 | ОФ-462 (гаубичный) | 21,7 | 3,67 | РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ | БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ | БР-471 (остроголовый) | 25 | 0,156 | МД-8 | БР-471Б (тупоголовый) | 25 | - | МД-8, ДБР | БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ | нет | БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ | нет | БЕТОНОБОЙНЫЕ | Г-471 | 25 | 2,2 | КТД, КТД-2 | КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ | нет | ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ | нет | ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ | нет | Источники: Энциклопедия вооружений КиМ А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000 |