Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 18:53
Последняя редакция 17.01.2016 19:00
Материал читали 230583 человек
Тяжелый танк КВ-3 и тяжелый танк прорыва КВ-220
Уже летом 1940 года, после начала серийного производства танка КВ-1, встал вопрос об усилении его бронезащиты. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором, в частности, говорилось:
«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Однако работы затянулись — 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется как «танк Т-150» или «Объект 150»), а 5 декабря — один КВ со 100-мм броней и 85-мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «Объект 220»).
Т-150 был построен на базе серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса, которая была увеличена с 75 до 90 мм. Поскольку утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины остались прежними. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и тремя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили двигатель В-2, форсированный до 700 л.с.
С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (всего пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3- и 4-й передачах при температуре наружного воздуха −9°…-12°, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.
КВ-220 внешне отличался от прочих КВ большой длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л.с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, которые уже на следующий день прекратились из-за поломки двигателя.
15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) своим постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод с июня перейти на серийное производство танка Т-150, получившего обозначение КВ-3. Для него устанавливались следующие характеристики:
«Боевой вес — 51–52 тонны, длина — 6760 мм, ширина — 3330 мм, высота — 3000 мм, клиренс — 400 мм, броня — 90 мм, вооружение — одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект — 114 снарядов, 2900 патронов, максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч, боевая скорость по местности — 15–20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, запас хода — 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700 л.с., башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК-З), гарантийный километраж 2000 км».
В отличие от артиллеристов, танкисты сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 тонн — расчетной массы КВ-3 — вышел на испытания. К концу мая 1941 года он прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает».
20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км. Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.
Заводом началась подготовка к серийному производству танка, но тут вмешался «его величество случай». Дело в том, что в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием, и они уже поступают в войска. Причем в разведдонесениях особо подчеркивалось, что советские танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Много позже выяснилось, что советская разведка пала жертвой немецкой дезинформации, что все это не соответствовало действительности — разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего, дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 80 мм. Кроме того, по опыту Франции танки V-1 и Matilda уничтожались огнем немецких противотанковых пушек (много позже стало ясно, что это были не противотанковые, но 88-мм зенитные пушки Flak-18 и Flak-36). Видимо, это и стало причиной слухов о «новых немецких танках с мощной броней».
Но тогда высшее руководство СССР и Красной Армии, обеспокоенное этой информацией, решило принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняло постановление № 827-345сс в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом № 231 по наркомату тяжелого машиностроения:
«О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
июль — 45
август — 80
сентябрь — 110
октябрь — 110
ноябрь — 110
и до 15 декабря — 65.
О танке КВ-4.
Директору Кировского завода т.Зальцману:
1. Спроектировать и изготовить по тактико-техническим требованиям, утвержденным НКО СССР, танк КВ-4 (с удлиненной базой), вооруженный 107-мм пушкой ЗИС-6 и основной броней 125–130 мм, предусмотрев возможность увеличения толщин брони в наиболее уязвимых местах до 140–150 мм.
2. К 1 октября 1941 года изготовить один опытный образец, для чего:
а) изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-4;
б) к 15 июня 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР макет и технический проект танка КВ-4;
в) учесть, что Ижорский завод обязан к 15 августа 1941 года изготовить и подать на Кировский завод корпус и башню КВ-4.
О танке КВ-5.
Директору Кировского завода т.Зальцману:
1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:
а) броня — лобовая 170 мм, борт — 150 мм, башня — 170 мм;
б) вооружение — 107 мм пушка ЗИС-6;
в) двигатель — дизель мощностью 1200 л.с.;
г) ширина не более 4200 мм.
Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.
2. К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5.
3. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5.
4. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5.
Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5.
1. Директору завода № 92 т.Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 года опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.
2. Народный комиссариат боеприпасов обязан:
а) к 1 июня 1941 года отработать выстрел с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами;
б) к 15 мая 1941 года изготовить 2000 выстрелов с лафетопробным снарядом, к 10 июня 1941 года — 2000 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и к 15 июня 1941 года — 500 выстрелов с бронебойным снарядом.
3. Директору Кировского завода т.Зальцману и главному конструктору отдела № 5 Кировского завода т.Яковлеву спроектировать и изготовить к 15 октября 1941 года для танков КВ два опытных дизеля мощностью 1200 л.с. на базе двигателей М-40 или М-50. Принять к сведению, что аналогичное задание дано и заводу № 75 Наркомата среднего машиностроения.
Народный комиссар тяжелого машиностроения /подпись/»
Здесь интересно добавить, что анализируя небоевые потери танков КВ оказалось, что они сопоставимы с боевыми потерями, и не в последнюю очередь из-за поломок перегруженного двигателя и коробки передач. Поэтому при проектировании «Объект 223» (КВ-3) было особо оговорено, что новая коробка передач должна была вставать на место старой (для замены их в будущем на танках КВ-1). К сожалению, новую КПП создать в срок не удалось.
Оцените этот материал:
51
(100 голосов, среднее 4.59 из 5)
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.
Комментарии
007 - КВ-5
009 - КВ-2 с 152мм Гаубицей
010 - об.212
011, 014, 023 - КВ-1
012 и 013 - это ИС-1 со Д-25Т
015 - Т-150
На самом деле такая махина способна только на одно: по первому же "засвету" с воздуха героически сдохнуть от артиллерийского или авиаштурмового удара. Всё. Больше она ни на что не способна. Поэтому далеше рисунков на бумаге немцы не пошли.
В 2000-2010 годах всплыли резко, данные о немецком танке "Крыса" массой около 1000 тонн, некоторые так сказать "историки" на гора выдали, что их было построено Вермахтом аж 3 штуки. Причем один из "историков" приводит факты что один такой танк разбил батальон Т-34-85. А некоторые ухитрились этот бред пропихнуть в Википедию!!!!!! !! И это всего лишь один из многих вымышленых, или перевранных до невозможности фактов!!!---
Вячеслав, танк P-1000 Ratte действительно проектировался. Кстати, вы ошиблись - предположительн ая масса Крысы была более 1800 тонн. О существовании Крысы до сих пор спорят, но уже другими ( ) "историками" доказано что если он и существовал, то в единственном экземпляре) Причем НИКАКИХ( ) доказательств существования не было.
И, кстати, если уж оговаривать то, что якобы один из них уничтожил батальон т-34-85, то это опровергнуть легко!) Предположительн о, у Крысы должны были устанавливаться ДВЕ 180(или же 240)мм пушки. Такая махина способна разнести и мехкорпус, не говоря уже об каком-то батальончике))
кв 220-1 и кв-220-2 были и это не вранье в доказательство моих слов есть фото с завода где кв поднят на кране обратите внимание на кол-во катков это единственное фото КВ-220-2.
http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr;=213&ed;=1&text;=%D0%BA%D0%B2-220&p;=20&img;_url=waralbum.ru%2Fbb_img%2F240.jpg&rpt;=simage Вот фото.
У кв-3 кол-во катков такое же
http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr;=213&ed;=1&text;=%D0%BA%D0%B2-220&p;=20&img;_url=waralbum.ru%2Fbb_img%2F240.jpg&rpt;=simage Вот фото.
Мне сложно говорить за Грабина о его побудительных мотивах, но на "неточностях" его мемуары ловили многие. Вот и вы примкнули к их стройным рядам
Почему лукавит? Может как раз теперь, когда боятся нечего он говорит правду, а лукавил тогда, когда писал отчет. За 600 пушек отправленных в металлолом при томя, что ситуация на фронте была критической - расстреляли бы всех причастных..
На фото №7 - КВ-5.
На фото № 10 - САУ "Объект 212".
На фото № 18 и 22 - Т-150.