005.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg



купить диплом гознак в Полтаве там,купить аттестат старого образца в СПб,купить диплом в Караганде https://karaganda.isev.su/

НИ-1 "На испуг"

Печать
Впервые опубликовано 22.10.2009 21:25
Последняя редакция 27.09.2011 12:57
Материал читали 20831 человек

В дни героической обороны Одессы (5 августа — 16 октября 1941г.) защитники города остро нуждались в танках, а имели лишь несколько десятков легких БТ-5, БТ-7, Т-26, малых Т-37. Многократно ремонтированные, они перебрасывались с одного участка обороны на другой. Тогда и родилась идея постройки «суррогата» на базе трактора СТЗ-НАТИ. Разработанный в свое время на основе английского армейского тягача «Виккерс-Карден-Лойд» VCL обр. 1931 г., и серийно випускавшийся с 1937 года на СТЗ й ХТЗ он считался одним из лучших гусеничных тракторов среднего класса того времени.

Бронировка и вооружение тракторов производились на заводе им. Январского Восстания, в цехах которого тогда находились танко-ремонтные мастерские, руководимые А. Разумовским. Кроме этого, схожие машины выпускались на заводах «Красная Гвардия», им.Октябрьской революции и судоремонтным заводом № 1. Первоначально намеревались установить на них одноместную башню с 37-мм орудием Гочкиса, поскольку в наличии имелись разбитые танки Т-26 обр. 1932 г. с такими башнями, а на складах хранилось много 37-мм снарядов. Однако первые машины получились слишком высокими и опрокидывались, кроме того снаряды оказались к 37-мм зенитной автоматической пушке и для танковых орудий не годились. Решили тогда устанавливать на машины бронебашни с 7,62-мм пулеметом ДТ или 12,7-мм ДШК, и в дополнение — лобовой ДТ в шаровой опоре.

Для бронирования использовались 6-ти и 12-мм листы корабельной броневой стали или двухслойное котельное железо, подвергнутое специальной термической обработке и соединявшиеся ручной сваркой. Такое бронирование защищало только от огня легкого стрелкового оружия. Коробчатый бронекорпус устанавливался на шасси СТЗ-НАТИ с сохранением общей компоновки трактора: в передней части на раме располагался керосиновый двигатель мощностью 52 л. с., за ним — место механика-водителя, рядом — боевое отделение с бронебашней. Впереди, по бокам от двигателя смонтировали две бронерубки: правая — для наблюдателя, левая — для пулеметчика лобового пулемета. Для наблюдения служили открытые смотровые щели. Механик-водитель либо имел собственную смотровую щель, либо руководствовался указаниями наблюдателя и командира. Экипаж — 4 чел.

Коробка передач имела 4 передачи вперед и 1 назад. Тракторная ходовая часть не изменилась и включала на борт: 4 необрезиненных опорных катка, сблокированных в две тележки с горизонтальными винтовыми пружинами, два поддерживающих ролика; ведущее колесо заднего расположения.

Машина, конечно, получилась перетяжеленной, недостаточно устойчивой на ходу, развивала скорость не выше 7 км/ч; двигатель быстро перегревался; наблюдение из машины было просто отвратительным. Тарахтящее и лязгающее на ходу «танкоподобие» одесситы сразу окрестили «НИ» — «На испуг»; это и стало названием боевой машины. Всего до середины октября было построено около 60 «НИ».

Несмотря на все свои недостатки, «НИ» не без успеха использовался в частных контратаках, чему способствовали соблюдение принципа внезаности и небольшая глубина действий. Уже в первом бою 1 сентября у местечка Дальник три «НИ» вместе с одним БТ помогли 25-й Чапаевской стрелковой дивизии отбросить румынские части, напуганные появлением «неизвестных танков». По некоторым данным, в этой атаке использовался и психологический эффект: на тракторотанки установили и использовали мощные сирены и фары.

Обратно они даже привели на буксире 4 трофейные пушки. Во второй половине сентября был сформирован 210-й армейский танковый батальон, имевший 35 машин (10 БТ-7, несколько БТ-5 и тракторотанки «НИ»), которому пришлось участвовать во многих боях.

Во время эвакуации Приморской армии рота «НИ» стояла на западной окраине Одессы с задачей прикрытия аръергардов. Но противник, не обнаруживший отхода наших войск, не предпринимал попыток преследования. Экипажи «НИ» ушли последними, подорвав свои машины.

Источники: журнал «Военные знания», № 8, 1993 г.

ni
w_ni_1
w_ni_2
w_ni_3
w_ni_6
w_ni_7
w_ni_9
w_ni_10
w_ni_13

 
Оцените этот материал:
(12 голосов, среднее 4.42 из 5)

Комментарии 

 
0 #4 Валерий Потапов 02.07.2011 10:50
Уважаемый господин Из Погреба! Вы правы, на фото, скорее всего макет. Но он неплохо дает представление о том, как они (НИ) вообще выглядели. А поскольку я ни разу не одессит и в Одессе был лет 20 назад, то сделать нормальные фото для сайта, к сожалению, не могу. Если вы или кто-то еще может сделать фотки и прислать нам - будем ОЧЕНЬ признательны! Фотки опубликуем, а имя фотографа обязательно напишем.
 
 
0 #3 Из погреба 02.07.2011 09:27
Товарищи дорогие!

Танк, фото которого вы используете в качестве иллюстрации не является аутентичным НИ-1. Это послевоенный макет.
Откройте приведённый вами же на этой странице чертёж реального НИ, а потом следующее прямо за ним фото. Ни чертеже ведущее колесо сзади, на фото спереди. На чертеже ходовая СТЗ-5, на фото -- послевоенного ДТ.

В Одессе сохранились реальные НИ: на мемориале 411-ой береговой батареи и памятник на улице Разумовской.
 
 
0 #2 Валерий Потапов 12.02.2011 21:33
Разумеется! Лучше пусть даже самый плохонький танчик, чем вообще никакого танка.
 
 
0 #1 Nbz 12.02.2011 20:52
я читал,о нем в книге Азовского оборона Одессы,он пишет ,что танки были нужны даже такие
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.