Страница 3 из 4 В результате перехода управления переправами в руки фронтового командования, командующие 51-й и 44-й армий освобождались от управления войсками, которые перебрасывались на Керченский полуостров или ожидали переправы. Все их внимание обращалось теперь на управление высадившимися войсками и ведение боя с противником. Это позволило выдвинуть штаб 51-й армии из Керчи ближе, к линии фронта. Для увязки всех вопросов но переправе вторых эшелонов, в Керчи был оставлен начальник оперативного отдела 51-й армии генерал-майор Н. И. Дубинин. Новая организация переправы исключала путаницу при переправе войск и облегчала планирование и определение последовательности переправы соединений и частей. Командующие армиями требовали доставить им в ближайшие 3–4 дня артиллерийские части и боеприпасы, части связи и инженерные части как переправившегося первого эшелона армии, так и армейские, а затем уже вторые эшелоны. Эти требования были выполнены. За три дня с южной части Таманского полуострова на Керченский полуостров на плавсредствах было переброшено: 8250 человек, 120 автомобилей, 113 орудий, 40 минометов и другие грузы. Полностью была переправлена полковая артиллерия 105-го горно-стрелкового полка, 302-й и 390-й стрелковых дивизий, частично 224-й и 396-й стрелковых дивизий и 12-й стрелковой бригады. В связи с ледоставом в проливе часть причалов на Керченском полуострове была разрушена льдами, а некоторые из причалов находились по льдах, поэтому фронт разгрузки 51-й армии резко сузился. Для разгрузки ее войск могли использоваться причалы в Еникале, Керчи и Камыш-Буруне, но они неоднократно разрушались авиацией противника. Работа инженерных войск но восстановлению причалов велась круглосуточно, однако темпы разгрузки судов были столь низкими, что переправу вторых эшелонов 51-й армии, но нашим расчетам можно было завершить лишь к середине февраля. Ускорить ее можно было только с началом полного ледостава. С 11 по 18 января 1942 года температура упала до −18° −20°. В южной части пролива от Керчи до Еникале и далее в пределах видимости была чистая вода. В районе же рыбацкого поселка Жуковка лед сковал пролив, но по нему еще никто не ходил. 18 января для выяснения возможности переправы я выехал на рекогносцировку ледостава в проливе в районы Жуковки, Глейки. С помощью председателя рыбацкой артели были подобраны опытные рыбаки, хорошо знающие пролив. Они с большой охотой согласились оказать помощь в разведке льда и быть проводниками колонн войск по проливу. Среди них оказался рыбак, который в годы гражданской войны также в период ледостава помогал отрядам Красной Армии перейти по льду из Крыма на Тамань. Группа из 12 рыбаков приступила к работе вместе с саперами и была зачислена на котловое довольствие в 75-й инженерный батальон. С рассветом 19 января началась разведка состояния льда в проливе. Первыми пошли на противоположный берег рыбаки и, произведя промеры толщины льда, возвратились обратно по другому маршруту. Второй заход на Таманский полуостров рыбаки вели уже вместе с солдатами и офицерами 75-го инженерного батальона. По восьми маршрутам было направлено восемь групп по 10–12 человек каждая во главе с офицером и одним-двумя проводниками-рыбаками. Разведывательные группы 75-го инженерного батальона, выделенные для разведки льда в Керченском проливе, имели с собой средства для обозначения маршрутов по льду и средства телефонной связи с командным пунктом начальника инженерных войск фронта. Через каждые 2 км пройденного пути разведчики докладывали о состоянии льда, его толщине, о проведении необходимых работ для усиления льда и о готовности прокладываемых маршрутов. Примерно к 14 часам 19 января разведка достигла берега Таманского полуострова и установила телефонную связь со штабом ледовой переправы, который расположился в Жуковке. Донесения были благоприятные: толщина льда на всех 8 маршрутах колебалась от 14 до 20 сантиметров, ледостав сплошной, трещин и майн не встречалось. Местами требовалось скалывать торосы или проделывать в них проходы. С выходом на берег Таманского полуострова разведчики получили задачу связаться с командирами пехотных и артиллерийских подразделений, вызвать их на берег к телефону для личной связи с начальником ледовой переправы — начальником инженерных войск фронта. Выполнив эту задачу, разведчики приступили к выбору вторых трасс для переноса на них движения в случае порчи первых. Командиры частей, связавшись с начальником ледовой переправы, получили указания подготовить свои части для переправы через пролив. В первую очередь планировалось переправить оставшиеся части 224-й и 302-й стрелковых дивизий и 12-й стрелковой бригады, артиллерийские и другие дивизионные части, тылы дивизий и бригады; во вторую-390-ю и 396-ю стрелковые дивизии, в третью — армейские части и тылы. На дивизию выделялось не менее двух маршрутов, что зависело от расположения дивизий от места переправы. Готовясь к переправе, войска заготавливали веревки, доски и плетни для усиления льда на случай его разрушения. Чтобы изучить возможности перевоза лошадей по льду было предложено за каждой колонной пехоты на дистанции 30 м вести вначале одиночных лошадей, затем парами. Готовилась к переправе па санях артиллерия. Срок начала переправы был намечен на 22.00 19 января. Это была вторая ледовая переправа, по которой уже можно было переправлять не только пеших людей, но и артиллерию и груженые автомобили.
|