011.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Главная Сражения Описание отдельных боев. 1941 год Ледовая переправа через Керченский пролив
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

  • nickforever
Сейчас на сайте:
  • 1 пользователь
  • 115 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 2300
Вчера: 2716
На прошлой неделе: 21100
В этом месяце: 64922
В прошлом месяце: 67775
Всего: 150406



Баннер

Ледовая переправа через Керченский пролив

Печать
Share
Впервые опубликовано 26.09.2005 00:02
Последняя редакция 12.01.2011 23:03

Комендантская служба была организована следующим образом. На берегу в районе Кордона Ильича и косы Чушка находились исходные пункты ледовых дорог, обозначавшиеся номерами справа налево. Маршрут начинался с Кордона Ильича и выходил на Крымский берег северное Глейки. Большинство маршрутов шло с косы Чушка на запад и выходили на Крымский берег севернее Жуковки и в ее районе.

Для контроля за ходом переправы поддерживалась проводная связь. Пункт начальника ледовой переправы был напрямую связан со всеми исходными точками маршрутов и с контрольными станциями, установленными через каждые 3 км пути на маршрутах движения войск. На Крымском берегу, куда прибывали войска, имелось четыре станции.

Ледовую переправу обслуживал 75-й инженерный батальон. На каждом из восьми маршрутов были проложены по 2–3 пути, обозначенные вехами. С контрольных постов по телефону сообщали о проходе колонн и о переносе пути в случае необходимости. Весь путь разделялся на участки по 3 км, участок обслуживался группами саперов, контролировавшими состояние льда после прохождения колонн. В случае нарушения поверхности льда (появление трещин, образования майн) саперы закрывали участок и переводили движение на другой маршрут. На каждом из 8 маршрутов имелись команды саперов во главе с офицерами, в задачу которых входило проведение работ по усилению льда в местах его разрушения, устройство проходов в торосах, устройство переходов со льда на материк, так как морской лед имел очень слабый припай с берегом.

Войскам было категорически запрещено делать остановки при движении по льду пролива. Первые остановки для переправляющихся назначались на Крымском берегу. Движение колонны по льду должно было занять, на правом фланге около 5 часов, а в центре и на левом фланге 2–3 часа. Выпуск новых колонн с исходного берега на лед намечался после прохождения предыдущей колонной первого контрольного поста и проверки состояния участка. По времени этот разрыв составлял 2–2,5 часа. С 5 часов утра выпуск колонн прекращался. В случае пурги войсковые колонны до следующего участка должны были сопровождать проводники-рыбаки и саперы.

Инженерный резерв по обеспечению ледовой переправы располагался в Жуковке. Он предназначался для усиления групп саперов, пропускавших войска по льду в случае порчи льда на каком-либо из путей и для восстановления его. В состав резерва входили и водолазные подразделения, которые при необходимости производили спасательные работы.

В 20.00 19 января командующему фронтом было доложено о возможности переправы по льду оставшихся на Таманском берегу войск первого и второго эшелонов 51-й армии вплоть до дивизионной артиллерии. Командующий дал приказ начать переправу и о ходе ее доносить два раза в сутки. В целях маскировки массовые переправы днем не проводить. Работы по улучшению переправ осуществлять небольшими группами инженерных войск.

Переправа началась в ночь на 20 января 1942 года. В первую ночь прошли части 12-й стрелковой бригады, 224-й и 302-й стрелковых дивизии и вместе с ними часть артиллерии этих соединений. Днем в качестве эксперимента были пропущены одиночные подводы. Переправа по льду дала положительные результаты, и командование фронта решило пустить но ней вторые эшелоны 51-й армии и фронта, за исключением тяжелой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования и танков, которые планировалось переправить морским транспортом.

За вторые сутки по льду переправили полностью артиллерию и обозы второго разряда соединений первого эшелона армии, а также передовые части второго эшелона армии. Были также проведены пробные испытания переправы автомашин, определены и установлены дистанции между ними. Опыт переправы немедленно доводился до войск. В последующие несколько суток перешли по льду: 47-я армия, кавалерийская дивизия, бригада (два полка) пограничных войск со своими обозами и артиллерией. Кавалерийские части и обозы шли на увеличенных дистанциях. Всадники спешивались и вели лошадей в поводу. Одновременно переправлялись снабженческие грузы 51-й и 47-й армий. В войсках восстановилось нормальное снабжение.

Много забот принесло движение автотранспорта. Несоблюдение водителями установленных дистанций приводило к повышению допускаемой нагрузки на лед, который не выдерживал груза и проваливался. Во избежание несчастных случаев при проходе автомобилей по льду дверцы кабин оставались открытыми, чтобы в случае аварии люди успели не только выйти из машин, но и разгрузить ее. В этом деле большую помощь оказывали войскам группы саперов, обслуживавшие участки. Машины, потерпевшие аварию, погружались медленно (15–20 минут) и их успевали разгружать. Для удобства разгрузки в случае аварии в автомашинах заранее открывался задний или один из боковых бортов. Во время снегопада или тумана, когда самолеты противника не летали, переправа проводилась и днем.

За время всей ледовой переправы потери в автотранспорте были невелики: утонуло около 60 машин. Эти потери в сравнение с той массой войск и техники, входивших в состав двух армии (51-й и 47-й) и дивизий резерва фронта, которые были переправлены на Керченский полуостров, были относительно малыми. Утонувшую технику извлекли водолазы 75-го инженерного батальона. После ремонта она вновь использовалась. Аварийные работы начинались сразу, как только поступали извещение об аварии.

Характерно отметить такую деталь, что почти две с половиной недели немцы ни разу не бомбили ледовую переправу. В то же время налеты на морские транспорты совершали ежедневно. Иногда над ледовой переправой с севера проходили самолеты противника для бомбежки транспортов, следующих морем в Крым. Очевидно, в то время противник не верил в возможность переправы но льду большой массы войск. Умелая организация переправы, переходы войск и перевозки грузов только в темное время, осуществление мероприятий по маскировке способствовали тому, что противник недооценил се значения. Вес это позволило в короткие сроки и без существенных потерь обеспечить переправу большого числа войск и грузов через Керченский пролив на Крымское побережье.

Опыт переправы войск через Керченский пролив служит наглядным примером эффективного использования с учетом обстановки не только сил и средств флота, но и ледовой переправы для переброски войск с Таманского полуострова в Крым. Благодаря проявлению инициативы на местах стало возможным в сравнительно короткие сроки и исключительно сложных зимних условиях успешно переправить через пролив войска, вооружение и большое число грузов двух армий.

Автор: Генерал-лейтенант инженерных войск А. Смирнов-Несвицкий



 
Оцените этот материал:
(6 голоса, среднее 4.83 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить