Страница 1 из 4 В ходе борьбы за Крым переправа войск и боевой техники по льду через Керченский пролив в январе 1942 года имела важное значение. Организация и подготовка ледовой переправы потребовала от инженерных войск Закавказского фронта больших усилий, изобретательности и инициативы. К сожалению, героические дела инженерных войск по обеспечению этой ледовой переправы не освещены в нашей литературе. Вот почему мне, как начальнику инженерных войск фронта и участнику этих событий, хочется поделиться опытом организации переправы. В декабре 1941 года 51-я армия Закавказского фронта получила задачу, форсировав Керченский пролив, высадиться на побережье Керченского полуострова, разгромить керченскую группировку противника и овладеть городом Керчь. В дальнейшем армия должна была выйти к Турецкому валу и, наступая в направлении станции Ак-Монай, овладеть северной частью акмонайских позиций. Высадка войск армии возлагалась на Азовскую военную флотилию и Керченскую военно-морскую базу. Керченская десантная операция в декабре-январе 1941–42 года проходила в исключительно сложных метеорологических условиях. Накануне высадки стала резко ухудшаться погода. Прогноз на ближайшую неделю был неблагоприятный, но командующий фронтом генерал-лейтенант Д. Т. Козлов и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский решили не откладывать операцию из-за крайне тяжелого положения Севастополя. При этом имелось в виду, что осуществление десанта в штормовую погоду хотя и создает дополнительные трудности, но зато повышает элемент внезапности. Посадка на суда началась с вечера 25 декабря при все ухудшающейся погоде. В 22 час. 20 мин. командир Керченской военно-морской базы контр-адмирал Л. С. Фролов донес о состоянии погоды командующему 51-й армией генерал-лейтенанту В. Н. Львову: ветер 14 м/сек; море 5–6 баллов. Одновременно о погоде было сообщено и начальнику штаба Черноморского флота контр-адмиралу И. Д. Елисееву. Несмотря на ухудшение погоды, в 23 час. 10 мин. командующий 51-й армией и начальник штаба Черноморского флота дали указание произвести высадку войск. Операция началась в крайне неблагоприятных условиях. Буксируемые средства высадки (шлюпки, баркасы) заливало водой и отрывало от буксиров. Буксирные суда вынуждены были уменьшить ход. 26 декабря отряды высадили десанты в Камыш-Буруне и в Старом Карантине, а также в районе мыс Зюк — мыс Хрони. Некоторые отряды с десантом не смогли подойти к местам высадки и возвратились обратно. Получив данные о действиях десантов, командующий 51-й армией генерал-лейтенант Львов и командующий фронтом генерал-лейтенант Козлов потребовали, не взирая на погоду, высадить войска в местах, где уже заняты плацдармы. Отряды судов вышли в море, но высадить десант удалось только и районе Камыш-Буруна и Эльтигена. 27 декабря пошла еще больше ухудшилась, шторм усилился и не дал возможности продолжать высадку. На следующий день, погода улучшилась, что позволило возобновить десантирование, и оно продолжалось до 30 декабря. За этот период корабли и суда Азовской военной флотилии высадили часть сил 224-й стрелковой дивизии (около 6000 человек), перебросили 9 танков, 10 орудий, 28 минометов и 204 т боеприпасов. Средствами Керченской военно-морской базы было высажено 11225 человек, 47 орудий, 229 пулеметов, 198 минометов, 12 автомашин и 210 лошадей. На Таманском полуострове оставались часть сил первого эшелона армии — 224-й и 302-й стрелковых дивизий и почти вся их артиллерия, а также полностью второй эшелон 51-й армии (390-я и 396-я стрелковые дивизии и 12-я стрелковая бригада). 28 декабря корабли и суда Черноморского флота, приняв десант (соединения 44-й армии), вышли в море и ночью 29 декабря высадили его в Феодосийском порту. В результате высадки войск 44-й армии в Феодосии противник начал отвод своих войск с Керченского полуострова. Но плохие метеорологические условия не позволили Азовской военной флотилии быстро нарастить силы 51-й армии.
|