Страница 2 из 6 С запуском танка БТ в серийное производство количество дефектов не уменьшилось, а даже возросло. Дефекты были как в силовой установке, так и в основных агрегатах трансмиссии и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти» был капризным, трудно пускался, имел большой расход масла, нередко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Слабым местом двигателя был воздухоочиститель, который не исполнял нормально своих функций, значительно сокращая срок работы мотора. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скорости были плохого качества и выкрошивались. Критическое положение сложилось с производством траков, так как Краматорский завод поставлял ХПЗ некондиционную сталь. В особую проблему вылилось оснащение танков БТ двигателями. Дело в том, что в связи с окончательным переходом в 1930 году на выпуск танков МС-1 на заводе «Большевик» производство авиамоторов М-5 было прекращено. Организация производства новых авиадвигателей мощностью 350–500 л.с. было возложено на ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение), но новый авиазавод в срок построен не был, поэтому для выпуска первых 100 танков было решено приобрести в США 50 двигателей «Либерти» в октябре и 50 — в декабре 1931 года. Планировалось возобновить все-таки производство М-5, но с переходом к выпуску более мощного авиамотора М-17, от этой идеи отказались, а решили закупить в США оставшиеся там на складах неликвидные двигатели «Либерти». Еще одной проблемой БТ было его вооружение. На танках БТ планировалась установка 37-мм пушки Б-3. Она была сконструирована еще в 1929 году, и предназначалась для установки в МС-1. Завод № 8, выпустил к 1931 году 350 единиц данного орудия. Летом 1931 года было принято решение об установке этого орудия, спаренного с пулеметом, в башню БТ. В процессе производства танков БТ, в 1931 году вдруг выяснилось, что ГАУ РККА не справилось с изготовлением опытного образца спаренной установки и пришлось отказаться от ее постановки в производство. В результате пришлось срочно менять чертежи башни, а первые 60 башен, поступивших с Ижорского завода, приспосабливать под раздельную установку 37-мм орудия Б-3 и пулемета ДТ. Еще 240 башен под раздельную установку орудий и пулеметов были изготовлены Ижорским (120 шт.) и Мариупольским (120 шт.) заводами. Начиная с 301-й машины планировалась установка 45-мм орудия 20-К в штатную башню БТ. Однако опытные работы показали, что в существующую башню 20-К не становится, и была разработана башня, унифицированная с легким танком Т-26 под 45-мм орудие (позднее устанавливалась на БТ-5). Пока «наверху» решался вопрос о вооружении танка БТ-2, зам. Наркома Павлуновский в целях загрузки мощностей промышленности дал указание изготовить для первых 610 машин старые башни, спроектированные под 37-мм пушку. Однако завод № 8 сумел поставить ХПЗ всего 190 орудий Б-3, поэтому в оставшиеся 440 танков БТ, вместо этих пушек была установлена спаренная установка 7,62-мм пулеметов ДТ или ДА-2. Эти спаренные установки поступали в РККА в течении 4-го квартала 1933 года, причем монтаж спарки ДА-2 осуществлялся ремонтными органами войсковых частей. Здесь хотелось бы отметить, что отдельные зарубежные авторы в своих трудах пулеметные БТ-2 называют БТ-1. В действительности танками БТ-1 назывались два закупленных образца танка «Кристи»;. Танки БТ с 37-мм пушкой или со спаренной пулеметной установкой ДА-2, начиная с февраля 1933 года, получили официальное обозначение БТ-2. В ходе серийного производства в период с декабря 1931 по сентябрь 1932 года в КБ ХПЗ, под руководством А. О. Фирсова была разработана модификация танка БТ-2 — танк БТ-3, который отличался от БТ-2 переходом с дюймовой резьбы на метрическую. Фактически, с конца 1932-го года в производстве состоял БТ-3, но в войсках и документах эта модификация сохранила прежнее название — БТ-2, поэтому в статье мы также будем пользоваться обозначением БТ-2. В 1932 году на ХПЗ было изготовлено 396 танков БТ-2, а в 1933 году еще 224 танка. Причем первые 13 танков имели корпуса и башни, выполненные из простой стали. 10 танков были отправлены в учебные заведения и части, а 3 машины были оставлены на ХПЗ и использовались для проведения опытных работ. Кроме того, 53 башни из неброневой стали, были установлены на первые танки БТ-2. Дело в том, что Мариупольский завод не освоил производство бронелистов для башен и все башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевые машины. Все эти машины, отправленные в войска, были учебными и имели отличительный признак: башни и корпуса окрашивались внутри в белый цвет, на который наносилась красная полоса. К концу 1934 года на 15 машинах стальные башни были заменены на бронированные. В 1935 году планировалось заменить в войсках еще 10 корпусов и 48 башен, но этого не сделали из-за перехода ХПЗ на выпуск БТ-5. На базе танка БТ-2 были разработаны и созданы опытные машины БТ-2-ИС, химический танк ХБТ-2, мостоукладчик СБТ. Ни одна из перечисленных машин в серию не пошла.
|