|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 29.03.2010 09:12
Последняя редакция 24.03.2015 14:55
Материал читали 29494 человек
Пред. страница - Страница 1 из 9 - След. страница >> История созданияЛегкий танк Т-70, последний из советских легких танков, выпускавшийся серийно, появился как результат глубокой модернизации танка Т-60. Основой модернизации было требование заказчика усилить бронирование и вооружение легкого танка и увеличить экипаж до 3-х человек. Задание на вооружение легкого танка 45-мм орудием и введение в экипаж танка 3-го члена экипажа было выдано ОГК НКТП еще в октябре 1941 г. Естественно был поставлен вопрос и об усилении бронирования, но все упиралось в отсутствие двигателя нужной мощности. ОКБ-37, в том же 1941 г. предложило два варианта: установка более мощного форсированного двигателя ЗиС (танк "045"), или переход к спарке моторов ГАЗ-М-1, либо ГАЗ-202 на одном общем валу либо параллельно (танк "070"). С 15 октября 1941 г. Н.А. Астров в Горьком развернул спешные работы по модернизации легкого танка Т-60. Им был избран второй вариант улучшения боевых характеристик "шестидесятки". Проектирование танка велось принятым в автомобилестроении способом, что было непривычно для конструкторов танков. Общие виды танка были вычерчены в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размером 7х3 метра, расчерченных на квадраты 200х200 мм. Чертежи выполнялись с максимально возможной точностью, включая все элементы, узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи послужили основой для контроля при сборке опытного образца и всей первой серии машин. Главным преимуществом таких чертежей была их высокая точность. 15 сентября 1941 г. было начато проектирование спаренного моторного агрегата ГАЗ-203. Уже в ноябре, при испытаниях на стенде, ГАЗ-203 показал обнадеживающие результаты, выдав мощность 120-135 л.с. Новая двигательная установка представляла из себя два последовательно спаренных в одном картере шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора ГАЗ-202. Из-за увеличившихся габаритов двигательной установки ГАЗ-203 в новом танке пришлось перейти на корпус увеличенной длины. Общий габарит вырос незначительно, но вес танка вырос довольно прилично (опытный танк весил 8,4т), для компенсации возросшей массы в ходовую часть была добавлена пятая пара опорных катков. В декабре 1941 г. для танка "ГАЗ-70" (такой индекс получила новинка) уже были готовы сварной корпус и литая башня конструкции В. Дедкова. Толщина стенок башни составляла 40 мм. Первый образец танка имел такое же бронирование, как и Т-60. Внешне он также очень напоминал "шестидесятку", но был немного длиннее и, соответственно, выше. Машина имела более высокую, чем Т-60, удельную мощность (15,2 л.с/т. против 11 л.с./т.). Испытания танка прошли в январе 1942 г. в экстремальных условиях (морозы до -35°С и снежный покров до 1 метра). Несмотря на ряд поломок, в целом испытания были признаны успешными. Перед руководством НКТП встала проблема: легкий танк, вооруженный 45-мм пушкой, успешно прошел испытания, но для его производства не годился задел широко освоенного Т-60. Недостатками нового танка были признаны его одноместная башня и малая толщина брони. Главный конструктор по танковому производству ГАЗ Н. Астров обещал, что указанные конструктивные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки, для чего в план опытных работ уже 1-го квартала 1942 г. было включено "создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней". При мощности двигательной установки ГАЗ-203 в 140 л.с., у новой машины оставался довольно большой весовой резерв, так как танк весил 8,4 т. В результате спешных работ по усилению бронирования нового танка удалось довести толщину среднего лобового листа до 45 мм, как у Т-34, верхнего лобового листа - до 30 мм. Литая же башня танка конструкции Дедкова показала плохую стойкость даже к бронебойным снарядам немецкого 20-мм зенитного автомата, поэтому вместо нее танк получил сварную - из брони высокой твердости с толщиной стенок 35 мм. Масса танка возросла до 9,2 т. Именно в таком виде, в отсутствие иных альтернатив, танк ГАЗ-70 был рекомендован для принятия на вооружение под индексом Т-70, постановлением ГКО №1394сс от 6 марта 1942 г., в этом же постановлении ГАЗу предписывалось начать серийное производство Т-70, а через три дня вышло постановление ГКО №1417сс, по которому к серийному выпуску новой машины подключались заводы №37 и №38. Но мытарства с Т-70 на этом не закончились. |
|||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |