002.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная Танки Легкие танки Плавающие танки Т-37А и Т-38



Семья правительство москвы Ефимов Владимир Владимирович вице-мэра Москвы.

Плавающие танки Т-37А и Т-38

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 17.05.2010 11:30
Последняя редакция 17.01.2016 18:36
Материал читали 25353 человек

История создания Т-38

В начале 1935 г. КБ завода №37 им С. Орджоникидзе под руководством Н. А. Астрова начало проработку проекта нового варианта гусеничной амфибии на базе Т-37А, которая была бы надежнее, имела бы больший запас плавучести и запас хода. Практически это был модернизированный танк Т-37А. Проект получил заводской индекс 09А.

При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве. Компоновка новой машины была аналогична таковой у Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В новом танке было решено отказаться от надгусеничных поплавков, обеспечив плавучесть танка только увеличением водоизмещения герметичного бронекорпуса. Для этого, при сохранении базы танка, у новой машины максимально увеличили ширину корпуса. От Т-37А остались также гусеничные цепи, конструкция тележек подвески, опорные катки и ведущие колеса.

Поскольку двигатель и трансмиссия танка остались прежними, его разработка прошла быстро, и уже в июне 1935 г. опытный образец танка, получивший индекс Т-38, вышел на испытания.

Однако, несмотря на то, что новый танк создавался с широким использованием задела по серийному Т-37А, Т-38 обнаружил большое количество недоработок. Он ломался с поразительной регулярностью - практически во время каждого выхода на пробег. Поэтому испытания нового танка с перерывами на ремонт продлились до зимы 1935 г., и лишь 29 февраля 1936 г. постановлением СТО СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной армии взамен Т-37А. А с марта 1936 г. началось его серийное производство.

Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - в нем была добавлена дополнительная пара поддерживающих катков в ходовую часть, немного изменилась конструкция корпуса. В 1936 г. для сборки танков Т-38 передали некоторое количество сварных башен, изготовленных в 1935 г. для танка Т-37А, но главным производителем башен для Т-38 уже стал Подольский механический завод.

В конце 1936 г. в производство был принят танк Т-38 с "тележками нового образца", которые отличались более простой конструкцией. Танк с новыми тележками прошел 1300 км по дорогам и пересеченной местности, причем новые тележки показали себя хорошо. В отчете по результатам испытаний сказано: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево, повысить плавучесть танка". Но тогда ничего по исправлению обнаруженных недостатков сделано не было.

После принятия на вооружение Т-38 сопровождался хвалебными отзывами, но продолжалось это недолго. В ходе учений лета 1937 г. выяснилось, что новый танк обладает большим количеством недостатков, в частности малым водоизмещением и, как следствие - малой плавучестью. Даже перегрузка танка в 120-150 кг (два пехотинца) приводила при маневрировании на плаву к захлестыванию водой люка командира, в результате чего танк тонул. Но и без десанта Т-38 имел большие шансы утонуть просто из-за того, что механик-водитель резко сбросил газ и танк "клюнул" носом вперед. Он тонул и при попытке совершить поворот на высокой скорости плава, или если вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка при выправлении руля), при включении реверса винта для экстренной остановки танка, а также при входе в воду и выходе из нее на малые береговые крутости (все эти недостатки серийных Т-38 перечислены в "Состоянии работ по танку Т-38М" рукой самого Н.Астрова).

Чтобы хоть как-то улучшить водоходные качества Т-38, в том числе и для перевозки десанта, на него, по рекомендации АБТУ, в 1937-1938 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных или списанных Т-37, но авторитета боевой машине они не добавляли.

Обнаружились недостатки у Т-37А и Т-38 и при проведении испытаний по новой методике во время движения посуху из-за большой склонности гусениц к спаданию при повороте. Проходимость танка по пересеченной местности оказалась недостаточной, эффективность подвески - крайне низкой, а о маневренности на мягком грунте говорить вообще избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк практически не мог эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность системы охлаждения двигателя привела к тому, что половина танков Т-38 (19 из 31), участвовавших в летних маневрах 1937 г., вышли из строя от перегрева двигателя и требовали большого ремонта, вплоть до замены силового агрегата.

Большое число подобных дефектов, выявившихся при эксплуатации Т-38 почти во всех войсковых частях привело к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным, и его приемка была ограничена. Тогда же КБ завода №37 получило задание провести доработку конструкции танка с целью устранения отмеченных дефектов и улучшения боевых возможностей. Проведенные проектные работы привели к появлению весной 1938 г. двух образцов танка Т-38М (Т-38М-1 и Т-38М-2). От своих предшественников танки отличались установкой двигателя ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. вместо ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.; трансмиссией от гусеничного тягача "Комсомолец" (кроме бортовых передач). От "Комсомольца" заимствовались также ведущее колесо с 8-12 отверстиями в диске (в 1937 г. большая часть выпускаемых Т-38 имели ведущее колесо с 4 отверстиями) и тележки подвески. Далее было увеличено сечение воздухопритоков, установлены металлические крылья вместо деревянных, а также введена новая гусеничная цепь с повышенным пером и усиленным пальцем. Весьма полезно было также введение второго поста управления у командира танка, так как это помогало вывести танк из боя в случае гибели водителя.

Между собой танки Т-38М-1 и Т-38М-2 отличались незначительно. Т-38М-1 имел на 100-мм увеличенный по сравнению с Т-38 борт (что поднимало его водоизмещение на 600 кг), его ленивец был опущен на 130 мм для уменьшения продольных колебаний, также он был оснащен облегченной радиостанцией. Борт танка Т-38М-2 был поднят на 75 мм, что давало прирост водоизмещения лишь на 450 кг, но ленивец в нем располагался на прежнем месте. Тележки подвески использовались от "Комсомольца" без переделок.

Серийный Т-38М обр. 1939 г. несколько отличался от обоих прототипов, являя собой как бы результат их "скрещивания": по ходовой части он был подобен Т-38М-2, но нес корпус, по типу Т-38М-1, оснащенный радиостанцией. Тележки танка остались по типу таковых от "Комсомольца", но были усилены и специально приспособлены для использования гусеничной цепи с увеличенным пером. Кроме того, танк получил башню улучшенной конструкции с "броневыми смотровыми приборами". Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей внутри боевого отделения Т-37 и Т-38 не было).

Т-38М (модернизированный) был готов только к концу 1938 г. и принят на вооружение в январе 1939 г. Однако согласование с НКО и переписку ушло очень много времени, поэтому до конца 1939 года было выпущено не более 15 танков, которые использовались в качестве учебных машин, так как АБТУ уже сориентировалось на плавающий танк нового поколения Т-40.

За период с 1936 по 1937 гг. было изготовлено 1228 танков Т-38 (из них 165 с радиостанцией), затем последовал годичный перерыв, а в 1939 г. цеха завода покинули еще 112 машин.



 
Оцените этот материал:
(18 голосов, среднее 4.89 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.