This article is not translated in English yet however you can use Google TRANSLATION tool (top right corner)
ПРИМЕНЕНИЕ: Серийные танки: ИС-2 (ИС-122). Серийные САУ: ИСУ-122, ИСУ-122С. Экспериментальные танки: КВ-122, Т-43–122, Т-44–122. Экспериментальные САУ: СУ-122П, СУ-102. Еще в августе 1943 года, советские специалисты, изучая итоги Курской битвы, обратили внимание на то, что единственной пушкой, успешно расправлявшейся с немецкими «Тиграми», была 122-мм корпусная пушка А-19. Зенитное же 85-мм орудие, баллистика которых была взята за основу при создании танковой пушки Д-5, планировавшейся для вооружения ИС и Т-34, оказались слабыми при ведении огня против лобовой брони «Тигров» и «Пантер» с дистанции далее 500–600 м и очень незначительно отличались в бронепробиваемости от 76-мм пушек, ведущих огонь снарядами БР-350Б. 10 августа 1943 года Ж. Я. Котин послал на завод № 9 Наркомата вооружений письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Руководство завода и его артиллерийского КБ ответили, что разработанные и испытанные ими на пушке Д-5 и гаубице Д-6 универсальные противооткатные устройства позволяют установить в единой люльке все типы имеющихся полевых орудий, кроме 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и предложили Котину эскизные проекты танковых вариантов 122-мм пушки Д-2 (А-19 облегченная) и 152-мм гаубицы Д-1. Правда, их установка в маске танка КВ-85 и ИС-85 требовала введения в конструкцию дульного тормоза. Танк ИС со 122-мм пушкой Д-2 очень понравился наркому танковой промышленности В. А. Малышеву и совместным решением НКТП и НКВ заводу № 9 предписывалось провести срочное изготовление танкового варианта орудия А-19 и предъявить его для испытаний к 11 ноября 1943 года. Первый образец 122-мм танковой пушки, называвшейся «А-19 танковая» (в литературе также встречается обозначение А-19Т), с поршневым затвором и литым Т-образным дульным тормозом, был изготовлен к 12 ноября 1943 года и сразу поступил на испытания. Государственные испытания танка ИС-122 («Объект 240»), а именно такое обозначение получил ИС с новой пушкой, показали удовлетворительный результат, хотя и не обошлось без ЧП. Во время первого же выстрела дульный тормоз пушки разорвало и разлетевшимися осколками едва не задело присутствовавшего здесь К. Е. Ворошилова. Военные, рьяно возражавшие против наличия у танковых орудий дульного тормоза (из-за пондимавшегося облака пыли при выстреле, что сильно демаскировало огневую позицию), приводили данный факт в качестве дополнительного аргумента в свою пользу. Но принятие на вооружение танкового 122-мм орудия поддержал И. Сталин, которому, вероятно, очень хотелось, чтобы отечественный тяжелый танк, к тому же носящий его имя имел самое мощное в мире вооружение. И потому дульный тормоз был оставлен как исключение. Первоначально его конструкция была заимствована у немецкого 8,8-см танкового орудия KwK-43. В отечественной номенклатуре такой тормоз получил название дульный тормоз «немецкого типа». Орудие же с таким тормозом было переименовано и в валовое производство пошло с индексом Д-25 (Д-25Т — танковая модификация и Д-25С — самоходная). Примечательно, что в документах ОКБ № 9 за 1943 год, танковые орудия именовались: 122-мм танковая пушка Д-2-5 и 152-мм танковая гаубица Д-1-5, что позволяет предположить, что их номер складывался из индекса ствола (122-мм пушка Д-2 и 152-мм гаубица Д-1) в первой цифре индекса и индекса люльки с противооткатным механизмом (Д-5) во второй цифре индекса. Это подтверждается тем, что, например, орудие Д-7 разрабатывалось намного позднее Д-25 и Д-15, появившихся почти одновременно. В начале 1944 года в серию пошел несколько модернизированный вариант Д-25, оснащенный полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, что почти удвоило скорострельность орудия с 1–1,5 до 2–3 выстрыстрелов в минуту. В то же время такой темп стрельбы значительно увеличивал загазованность боевого отделения при ведении интенсивного огня. С марта 1944 года дульный тормоз «немецкого типа» орудия Д-25Т был заменен дульным тормозом конструкции ЦАКБ, имевшим более простую технологию изготовления и бОльшую эффективность. Вариант орудия Д-25С для установки в САУ ИСУ-122 вообще не имел дульного тормоза, т. к. более просторное боевое отделение САУ позволяло установить нормальную длину отката. Если преимущества 122-мм Д-25 перед 85-мм Д-5 были очевидны, то 100-мм пушка Д-10 составляла серьезную конкуренцию пушке Д-25. В 1944 году пушка Д-10 всерьез рассматривалась как возможная альтернатива вооружения танков ИС. Главными преимуществами пушки Д-10 перед Д-25 конструкторы называли большую скорострельность (6–8 выстрелов в минуту), а также меньшую стоимость выстрела при практически равной бронепробиваемости. Главным аргументом сторонников Д-25 было отсутствие отработанного 100-мм бронебойного выстрела, а также бОльшее могущество 122-мм фугасного снаряда. «Война калибров» окончилась лишь перепиской (см. переписку по Д-10 и докладную записку). Несмотря на все доводы, отказом от установки Д-10 в танк ИС-2 следует считать то, что к моменту, когда Д-10 была доработана, танки ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25 уже воевали на всех фронтах и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. А поскольку никаких серьезных выгод Д-10 перед Д-25 не имела, то эту тему оставили. Для стрельбы из пушки Д-25 применялись те же боеприпасы, что и для пушки А-19. В боекомплекты танков и САУ включались осколочно-фугасная цельнометаллическая длинная пушечная граната ОФ-471Н и каморный остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471. К началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б. В начале 1944 года конструкторским бюро завода № 9 был специально разработан и изготовлен вариант пушки Д-25Т для вооружения третьего прототипа танка Т-44. Этот вариант получил обозначение Д-25-44 и от базовой модели отличался уменьшенной на 4% мощностью выстрела, меньшей массой откатных частей, но главное — унитарным заряжанием. Первые испытания орудия состоялись в феврале-марте 1944 года, но окончились неудачно. Орудие вышло из строя и было возвращено на завод для ремонта. Повторные испытания прошли в апреле-мае. Вопреки ожиданиям, никаких преимуществ в скорострельности унитарный 122-мм выстрел, по сравнению с раздельным выстрелом Д-25Т, не давал. Большие габариты и масса 122-мм унитарного патрона являлись скорее помехой для работы заряжающего, стесненного ограниченным объемом боевого отделения Т-44. Максимальная скорострельность, достигнутая на испытаниях пушки Д-25–44, составила 3 выстрела в минуту. Кроме того, боекомплект из 24 выстрелов был явно недостаточным для решения большинства задач, стоявших перед танковыми войсками. В 1945 году попытки установить 122-мм орудия на средние танки были прекращены ввиду завершения работ над танком Т-54. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Параметр | Значение | Калибр, мм | 121,92 | Длина ствола, кал. | 43 | Масса откатных частей, кг | 1850 | Масса качающейся части, кг | 2588 | Углы наведения | -2° +20° | Длина норм. отката, м | 0,58 | Длина макс. отката, м | 0,66 | Заряжание | раздельно-гильзовое | Макс дальность, м | 14200 | Скорострельность в мин. | 1–1,5*, 2-3** | * Для пушки с поршневым затвором ** Для пушки с клиновым полуавтоматическим затвором. ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ Боепри- пас | Нач. ско- рость, м/с | Угол | Дистанция, м | 500 | 1,000 | 1,500 | 2,000 | БР-471 | 780 | 60° | ГП=122 | ГП=115 | ГП=107 | ГП=97 | 90° | ГП=152 | ГП=142 | ГП=133 | ГП=122 | БР-471Б*** | 780 | 60° | 125 | 120 | 110 | 100 | 90° | 155 | 143 | 132 | 116 | ***Данные получены эмпирическим путем. Гарантированное пробитие (ГП) означает 80% вероятность пробития брони. БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК Д-25 И Д-30 Индекс | Масса, кг | Масса ВВ, г | Взрыватель | ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ | ОФ-471Н | 25 | 3,8 | РГМ, Д-1, В-90 | ОФ-471 | 25 | 3,6 | РГМ, Д-1 | БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ | БР-471 | 25 | 0,156 | МД-8 | БР-471Б | 25 | - | МД-8, ДБР | БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ | нет | БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ | нет | БЕТОНОБОЙНЫЕ | Г-471* | 25 | 2,2 | КТД, КТД-2 | КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ | нет | ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ | нет | ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ | нет | *В танках и САУ не применялись. Источники: И.Желтов и др. «Неизвестный Т-34», Экспринт, 2001 «Тяжелый танк ИС. Альбом конструкций», НКТП, 1944 «Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945» Армада-Вертикаль, № 4, 1999
|