Страница 8 из 8 Бронеавтомобиль БА-64З Пытаясь решить проблему передвижения грузовиков по рыхлому и глубокому снегу, зимой 1942 года была предложена модель грузового снегохода ГАЗ-СХ, построенного на базе грузовика ГАЗ-АА. Снегоход представлял собой обычный грузовик, поставленный вместо колес на оригинальный движитель, разработанный еще до войны русским изобретателем С. С. Неждановским. Вместо задних колес применялся движитель гусеничного типа, а передние колеса заменялись парой широких лыж. Очень быстро возникла идея поставить на подобное шасси и БА-64. Работы начались с переменным успехом уже с июля 1943 года. Первую машину, получившую обозначение БА-64З (буква «З» — зимний), собрали в январе 1944 года. На машине отсутствовал тормоз, раздаточная коробка, передний привод, карданные валы, амортизаторы, запасное колесо. Размеры новой машины увеличились: длина — до 4560 мм, ширина — до 2280 мм, высота — до 2020 мм. Полная масса возросла до 2980 кг. 9 января 1944 года состоялись первые испытания, закончившиеся неудачно: бронеавтомобиль застрял. Его удалось вытащить грузовиком ГАЗ-62. 13 января испытания продолжили, теперь уже с полевым орудием на буксире. Машина двигалась хорошо, но попав в кювет, вывернула передние лыжи. С 30 января по 10 февраля 1944 года провели полномасштабные испытания. Машина зарекомендовала себя хорошо, не было ни одного случая потери подвижности. Средняя скорость по холмистой снежной целине была 7,6 км/ч, по накатанной дороге — 16 км/ч. Максимальную расчетную скорость — 28 км/ч — достичь не удалось из-за малой мощности двигателя. На не заснеженной поверхности броневик передвигался с большим трудом, а преодолеть не заснеженный подъем не мог совершенно. Гусеницы часто соскакивали, расход топлива был очень большой: от 1.2 до полутора литров на 1 км в зависимости от местности. Испытания вскрыли и еще один недостаток — весьма посредственную управляемость. Это особенно сказывалось на лесистых территориях: иногда приходилось даже спиливать деревья, мешавшие проезду. Ввиду столь серьезных недостатков, от БА-64З отказались, хотя сам принцип Неждановского был признан перспективным и еще несколько лет на его основе пытались построить снегоходы. Параметр | БА-64 | БА-64Б | Экипаж | 2 | 2 | Масса | 2360 | 2425 | Длина, м | 3,66 | 3,66 | Ширина, м | 1,53 | 1,69 | Высота, м | 1,9 | 1,85 | Бронирование, мм | 4-15 | 6-15 | Вооружение | 1×7.62 мм ДТ | 1×7.62 мм ДТ | Боезапас | 1260 патронов | 1260 патронов | Двигатель | «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 50 л.с. | «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 54 л.с. | Топливо, л. | 90 | 90 | Запас хода, км | 540 | 560 | Макс. скорость, км/ч | 80 | 80 | Источники: «Бронеавтомобиль БА-64. Краткое руководство службы», М., Воениздат, 1943 «Бронемашины», М., НИИБТ Полигон ГБТУ КА, 1944 «Вездеходы РККА» Армада № 7, М-Хобби № 2 1999 Установка ДТ в башне БА-64 «Изделие 64-125» — прототип БА... Установка пулемета ДТ. На даль... БА-64Б на испытаниях. Обратите... БА-64Б на улицах Бухареста. 19... Железнодорожный БА-64В выпуска... БА-64Д с пулеметом ДШК. Весна... БА-64Д. Хорошо выдны бронедета... Установка ДШК в башне БА-64Д.... Установка СГ-43 в башне БА-64Б Фронтовой «самодел» БА-64 — ба... Фронтовой «самодел». БА-64 пер... БА-64З с движителем Неждановск... БА-64З с движителем Неждановск... БА-64Б Северной группы войск.... БА-64. 36-я бригада, 4-й мехко... БА-64Б на параде перед Рейхста... Внутренний вид бронеавтомобиля...
|